О законопроекте по "русскому биткойну" в контексте ИБ

О законопроекте по "русскому биткойну" в контексте ИБ
Раз уж я вчера упомянул в Твиттере про новый законопроект Минфина "О цифровых финансовых активах", который посвящен регулирования криптовалют в России, то не могу не посвятить ему отдельную заметку. Я не буду погружаться в суть самого законопроекта (только упомяну, что никакой анонимности и возможности майнить обычным гражданам закон не предусматривает); хочу только коснуться одного момента, связанного с этим новым проектом НПА. Речь идет об основе основ - об определении цифрового финансового актива. Звучит оно так: "Цифровой финансовый актив - имущество в электронной форме, созданное с использованием шифровальных (криптографических) средств. Права собственности на данное имущество удостоверяются путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций. К цифровым финансовым активам относятся криптовалюта, токен. Цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации" (выделение мое).

Что в толпе делает баран/овца?

Я уж не знаю, целенаправленно или случайно была использована такая формулировка, но именно она ставит крест на всей идее замены биткойнов, которые с легкой руки Н.И.Касперской теперь считаются происками американских спецслужб. Ведь любая деятельность с шифровальными средствами у нас подпадает под жесткое регулирование со стороны ФСБ, а точнее 8-го Центра и ЦЛСЗ.

Согласно действующему законодательству (небезспорному):
  • создание шифровальных средств для создания русской криптовалюты возможно только при наличии лицензии ФСБ на разработку СКЗИ
  • раздача средств создания русской криптовалюты возможно только при наличии лицензии ФСБ на распространение СКЗИ
  • работа майнинговых ферм (и сдача их в аренду), а также криптобирж возможна только при наличии лицензии ФСБ на оказание услуг в области СКЗИ
  • шифровальное средство для создания русской криптовалюты должно иметь сертификат ФСБ на СКЗИ
  • по планам Цифровой экономики вся криптография в Национальной платежной системе и в Рунете должна быть отечественной. Кроме того, получение сертификата ФСБ на СКЗИ означает обязанность реализации отчественных криптографических алгоритмов, описанных в соответствующих ГОСТах.
  • наличие сертификата ФСБ на средство создания русской криптовалюты означает сложности с его вывозом за пределы РФ, так как на вывоз СКЗИ надо получить не только экспертное решение ФСБ, но и экспортное разрешение ФСТЭК. 
Прекрасно же, не так ли?.. То ли авторы законопроекта не знали о таких особенностях регулирования шифрования в России, то ли знали, но осознанно пошли на это с целью формально разрешить, а фактически убит криптовалютный рынок в стране, а может просто криптографический Кракен хочет раскинуть новое щупальце еще и на тему русского биткойна, а также на CasperCoin, CasperCrypt, CryptoCasper, CryptoGod, BitGenius, BitGod и RussianBit (все это названия торговых марок русских криптовалют, которые хочет зарегистрировать одна из компаний, принадлежащих Н.И.Касперской).


Поживем увидим. Может быть в законопроект будут внесены поправки и правильные формулировки?..
Alt text
Обращаем внимание, что все материалы в этом блоге представляют личное мнение их авторов. Редакция SecurityLab.ru не несет ответственности за точность, полноту и достоверность опубликованных данных. Вся информация предоставлена «как есть» и может не соответствовать официальной позиции компании.

Ищем баги вместе! Но не те, что в продакшене...

Разбираем кейсы, делимся опытом, учимся на чужих ошибках

Зафиксируйте уязвимость своих знаний — подпишитесь!