На новогодних праздниках я настраивал новый телевизор с функцией Smart TV и загрузил на него приложения нескольких онлайн-кинотеатров - Okko (годовая подписка вместе с покупкой телевизора), КиноПоиск HD (подписка при покупке Яндекс.Плюс), ivi (подписка сына), Netflix (подписка сына). Помимо этого я активно пользовался еще и Apple TV. Итого 5 стриминговых кинотеатра по подписке и почти полный отказ от обычной телевизионной программы. Мир переходит на новую модель приобретения товаров и услуг - по подписке. Потребитель больше не хочет вкладывать капитал в собственность и берет все больше по требованию.
Интересно, что ровно та же модель начинает все активнее проникать и на рынок ИБ. Наблюдая за его зарубежной частью, я вижу, что почти все иностранные ИБ-вендоры также переходят на модель продажи услуг и продуктов ИБ по подписке, постепенно уводя на задний план традиционные продажи "железа" и ПО. По оценкам Gartner в 2020-м году более 80% ИТ-компаний перейдет на эту модель. Рынок ИБ чуть отстает, но движение в этом направлении уже не отменить.
Нужно ли это потребителю? Ответ прост. В условиях ограничения бюджета, возникает необходимость снижение затрат, роста их эффективности и повышения ценности, получаемой за 1 рубль. При этом снижение инвестиций приводит к отказу от внедрения новых технологий, а это в свою очередь приводит к снижению ИБ предприятия.
Подписочная же модель выравнивает расходы на ИБ с фактическим использованием ИБ-решений. Вы не покупаете впрок и вам не надо бояться, что вы не сможете использовать то, что закупили. С ростом потребностей вы просто докупаете новые подписки, как и с ростом производительности, ростом пиковых нагрузок и т.п. Мечта... Помните заметку про новый класс решений SASE? Так вот они обычно и продаются по модели подписки. Вам нужен МСЭ? Покупаете подписку на соответствующую функцию. Нужен VPN? Еще лицензия на нужное количество пользователей и длительности. Нужен DLP, IPS, WAF, анти-DDoS, антивирус? Докупаете необходимые лицензии по мере необходимости.
Еще одно преимущество подписочной модели - отсутствие зависимости от необходимости постоянных обновлений средств защиты и лежащих в их основе операционных систем, СУБД, прикладного ПО. Вы перекладываете эту задачу на производителя/поставщика и он сам выполняет это в рамках жизненного цикла решения. Это же позволяет при необходимости перейти на решение другого вендора, если текущее решение вас не устраивает. В обычной жизни вы не можете этого сделать, пока не закончится срок амортизации поставленного на баланс предприятия решения. В подписочной модели вы можете вообще не знать, с помощью чего обеспечивается ваша безопасность - вы просто оплачиваете подписку за нужную возможность.
Для потребителя подписочная модель несет одни только преимущества. Хотя нет, вру. Есть один недостаток - рост зависимости от поставщика ИБ-решения (хотя он всегда присутствует), но в условиях нехватки компетенций и снижения бюджетов, это минимальное зло. Еще для потребителя это означает изменения в планировании, финансировании, приобретении решений ИБ, но это полезные навыки.
Следуя общей тенденции и росту запросов от заказчиков, многие ИБ-вендора также переходят на эту модель. И дело тут не в антивирусах, которые продавали обновления антивирусных баз по подписке (это немного иная модель). Firewall-as-a-Service, IPS-as-a-Service, DLP-as-a-Service, IDM-as-a-Service, SOC-as-a-Service... (даже Crime-as-a-Service). Многие технологии ИБ все чаще получают приставку "как сервис", переходят в облака и переходят на подписочную модель.
Отечественный рынок пока не очень готов к этой модели - упор по-прежнему делается на продажу железа с сопутствующим софтом или просто софта, который продается с годовыми лицензиями и ставится на баланс предприятия. Отчасти наши производители являются заложниками отечественной системы сертификации средств защиты - как проводить оценку соответствия (или это будет аттестация?) решения, которое размещается на стороне поставщика услуги, постоянно обновляется и меняет свой функционал в зависимости от хотелок потребителя? Сегодня это нереализуемая задача в рамках документов ФСТЭК. Но потребители уже потихоньку задают вопросы...
Интересно, что ровно та же модель начинает все активнее проникать и на рынок ИБ. Наблюдая за его зарубежной частью, я вижу, что почти все иностранные ИБ-вендоры также переходят на модель продажи услуг и продуктов ИБ по подписке, постепенно уводя на задний план традиционные продажи "железа" и ПО. По оценкам Gartner в 2020-м году более 80% ИТ-компаний перейдет на эту модель. Рынок ИБ чуть отстает, но движение в этом направлении уже не отменить.
Нужно ли это потребителю? Ответ прост. В условиях ограничения бюджета, возникает необходимость снижение затрат, роста их эффективности и повышения ценности, получаемой за 1 рубль. При этом снижение инвестиций приводит к отказу от внедрения новых технологий, а это в свою очередь приводит к снижению ИБ предприятия.
Подписочная же модель выравнивает расходы на ИБ с фактическим использованием ИБ-решений. Вы не покупаете впрок и вам не надо бояться, что вы не сможете использовать то, что закупили. С ростом потребностей вы просто докупаете новые подписки, как и с ростом производительности, ростом пиковых нагрузок и т.п. Мечта... Помните заметку про новый класс решений SASE? Так вот они обычно и продаются по модели подписки. Вам нужен МСЭ? Покупаете подписку на соответствующую функцию. Нужен VPN? Еще лицензия на нужное количество пользователей и длительности. Нужен DLP, IPS, WAF, анти-DDoS, антивирус? Докупаете необходимые лицензии по мере необходимости.
Еще одно преимущество подписочной модели - отсутствие зависимости от необходимости постоянных обновлений средств защиты и лежащих в их основе операционных систем, СУБД, прикладного ПО. Вы перекладываете эту задачу на производителя/поставщика и он сам выполняет это в рамках жизненного цикла решения. Это же позволяет при необходимости перейти на решение другого вендора, если текущее решение вас не устраивает. В обычной жизни вы не можете этого сделать, пока не закончится срок амортизации поставленного на баланс предприятия решения. В подписочной модели вы можете вообще не знать, с помощью чего обеспечивается ваша безопасность - вы просто оплачиваете подписку за нужную возможность.
Для потребителя подписочная модель несет одни только преимущества. Хотя нет, вру. Есть один недостаток - рост зависимости от поставщика ИБ-решения (хотя он всегда присутствует), но в условиях нехватки компетенций и снижения бюджетов, это минимальное зло. Еще для потребителя это означает изменения в планировании, финансировании, приобретении решений ИБ, но это полезные навыки.
Следуя общей тенденции и росту запросов от заказчиков, многие ИБ-вендора также переходят на эту модель. И дело тут не в антивирусах, которые продавали обновления антивирусных баз по подписке (это немного иная модель). Firewall-as-a-Service, IPS-as-a-Service, DLP-as-a-Service, IDM-as-a-Service, SOC-as-a-Service... (даже Crime-as-a-Service). Многие технологии ИБ все чаще получают приставку "как сервис", переходят в облака и переходят на подписочную модель.
Отечественный рынок пока не очень готов к этой модели - упор по-прежнему делается на продажу железа с сопутствующим софтом или просто софта, который продается с годовыми лицензиями и ставится на баланс предприятия. Отчасти наши производители являются заложниками отечественной системы сертификации средств защиты - как проводить оценку соответствия (или это будет аттестация?) решения, которое размещается на стороне поставщика услуги, постоянно обновляется и меняет свой функционал в зависимости от хотелок потребителя? Сегодня это нереализуемая задача в рамках документов ФСТЭК. Но потребители уже потихоньку задают вопросы...