Пятница... День подготовки к выходным, день шуток, анекдотов и фантазий. Вот об одной такой фантазии я и хочу поведать. Пришла она мне в голову после общения с коллегами из разных структур, с которыми мы пересеклись на конференции ФСТЭК. Фантазия носит конспирологический характер, но для пятницы вполне пойдет.
Итак, что мы сейчас видим. ФСТЭК, вопреки своим предыдущим шагам (а попытка включить требование по применению чисто российских средств защиты и продукции ИТ предпринималась еще при подготовке первой редакции 235-го и 239-го приказов, но ее тогда отбили), вносит на общественное обсуждение проект приказа, который воообще не касается сферы деятельности регулятора (что тоже еще предстоит осмыслить), то есть технической защиты конфиденциальной информации, а целиком касается вопросов импортозапрещения (именно запрещения, так как все пункты носят запрещающий характер).
При этом своими требованиями ФСТЭК наступает на мозоль многим и это боль будет носить длительный характер, так требование по запрету контроля со стороны иностранных лиц касается не только момента заключения договора, а всего цикла работы ИТ-решения на значимом объекте КИИ. То есть нужно отслеживать контрагента не только на стадии закупки, но и на стадии эксплуатации, чтобы не получилось, что компания, поставившая продукт и поддерживающая его, вдруг не сменила "гражданство" или не получила в акционеры/владельцы/руководители иностранца.
СМИ сразу же разносят эту весть, ругая на чем свет регулятора, который сделал этоне корысти ради, а токмо во исполнение воли пославшей мя жены по распоряжению того Правительства, которое уже отправлено в отставку. На него валить, конечно, можно, но бессмысленно. Иных уж нет, а те далече. Все посланные "лучи добра" собирает все равно ФСТЭК. Дальше больше. Регулятор принимает приказ и начинается достаточно серьезные шатания и брожения не только у иностранных инвесторов, которые хотели бы вложить в Россию деньги, но не могут "из-за ФСТЭК", но и у российских крупных компаний, в советы директоров которых входят иностранцы, или которые возглавляют иностранцы, или у которых есть иностранные акционеры. Люди из "близкого круга" докладывают гаранту, что во всем виновата ФСТЭК, которая попадает сразу меж двух огней (и патриоты бьют, и супостаты). Письма от Ассоциации европейского бизнеса, германской торгово-промышленной палаты и кучи других известных и не очень ассоциаций пишут письма во все инстанции, что несмотря на заявления Президента страны о важности иностранных инвестиций, есть еще такие элементы, которые не прислушиваются к мнению главы страны и идут ему наперекор. Все показывают пальцами опять на ФСТЭК.
Дальше государственная машина начинает работать по привычной схеме. Президент не знал, что творится, и надо кого-то наказать. Кого? Того, кто это все придумал, то есть ФСТЭК (отставленное Правительство уже не накажешь). Как наказать? А вот тут есть несколько вариантов. Один из них - расформировать ФСТЭК, экспортный контроль отдать в таможню, а часть по ИБ отдать в ФСБ. А то и вернуться к идее создания единого регулятора по ИБ, которая витала и витает в кулуарах (последний раз я про нее в декабре слышал). И ведь сейчас, на фоне внесения изменений в Конституцию, перетрахивания федеральных министерств и служб, смены их руководителей (говорят, что даже Жаров из РКН уходит) и других новаций, убрать регулятора, название которого многие либо не знают, либо произносят с ошибкой (ВТЕК или ФТЕК вместо ФСТЭК), не так уж и сложно.
Как вам такая конспирологическая версия в пятницу?
Итак, что мы сейчас видим. ФСТЭК, вопреки своим предыдущим шагам (а попытка включить требование по применению чисто российских средств защиты и продукции ИТ предпринималась еще при подготовке первой редакции 235-го и 239-го приказов, но ее тогда отбили), вносит на общественное обсуждение проект приказа, который воообще не касается сферы деятельности регулятора (что тоже еще предстоит осмыслить), то есть технической защиты конфиденциальной информации, а целиком касается вопросов импортозапрещения (именно запрещения, так как все пункты носят запрещающий характер).
При этом своими требованиями ФСТЭК наступает на мозоль многим и это боль будет носить длительный характер, так требование по запрету контроля со стороны иностранных лиц касается не только момента заключения договора, а всего цикла работы ИТ-решения на значимом объекте КИИ. То есть нужно отслеживать контрагента не только на стадии закупки, но и на стадии эксплуатации, чтобы не получилось, что компания, поставившая продукт и поддерживающая его, вдруг не сменила "гражданство" или не получила в акционеры/владельцы/руководители иностранца.
СМИ сразу же разносят эту весть, ругая на чем свет регулятора, который сделал это
Дальше государственная машина начинает работать по привычной схеме. Президент не знал, что творится, и надо кого-то наказать. Кого? Того, кто это все придумал, то есть ФСТЭК (отставленное Правительство уже не накажешь). Как наказать? А вот тут есть несколько вариантов. Один из них - расформировать ФСТЭК, экспортный контроль отдать в таможню, а часть по ИБ отдать в ФСБ. А то и вернуться к идее создания единого регулятора по ИБ, которая витала и витает в кулуарах (последний раз я про нее в декабре слышал). И ведь сейчас, на фоне внесения изменений в Конституцию, перетрахивания федеральных министерств и служб, смены их руководителей (говорят, что даже Жаров из РКН уходит) и других новаций, убрать регулятора, название которого многие либо не знают, либо произносят с ошибкой (ВТЕК или ФТЕК вместо ФСТЭК), не так уж и сложно.
Как вам такая конспирологическая версия в пятницу?