Итак, каким видит мир американская разведка в 2040-м году? 5 возможных сценариев:
- Ренессанс демократии. Мир переживает расцвет открытых демократий во главе с США и их союзниками. Быстрый технологический прогресс, которому способствует государственно-частное партнерство, трансформирует экономику по всему миру. В этом сценарии России уготована незавидная роль — сочетание жестоких репрессий, застопорившегося экономического роста и растущего демографического давления подорвет сложившийся авторитарный режим в нашей стране, сделав ее менее предсказуемой и более агрессивной по отношению к соседям (тоже прогнозируют и для Китая). Технологии асимметричного военного ответа и дезинформации — вот все, что может противопоставить Россия технологическим инновациям США, к которым относится лидерство в IoT, искусственном интеллекте, роботизации. В области кибербезопасности лидируют технологии США; многосторонние соглашения в области ИБ помогают бороться с киберпреступностью. Это основная стратегия, которую для себя наметили США и в ее рамках нам остается только жить своей жизнью, не имея доступа ни к каким зарубежным технологиям, рассчитывая только на свои силы.
- Мир плывет по течению. Мир живет бесцельно и хаотично, так как крупные державы игнорируют международные правила и институты. Социальные разногласия и политический паралич приводит к замедлению экономичексого роста. Однако при этом существенно возрастает роль Китая, который пользуясь хаосом в мире закрепляется на вершине мира за счет своего доминирования в экономике, а затем и в политике, начиная управлять сначала азиатским регионом, а потом и другими. США сдает свои позиции и остается на задворках истории (но в детали этого сценария для США авторы не вдаются). Россия сначала является союзником для Китая, но с каждым годом партнерская роль становится все слабее и слабее. Единственный, кто может составить конкуренцию Китаю, хоть и с трудом, — это Индия. В этом случае мы становимся заложниками китайских технологий, в том числе и в области ИБ.
- Сосуществующая конкуренция. США и Китай сделали своим приоритетом экономический рост и восстановили прочные торговые отношения. Однако эта экономическая «дружба» существует наряду с конкуренцией за политическое влияние, модели управления, технологическое превосходство и стратегическое преимущество. Россию в этом сценарии вообще не упоминают, но есть подозрение, что это ровно то, что было до недавнего момента, пока мы не заявили о себе как о стратегическом игроке на международной арене, который смешал всем карты и действия которого могут привести к одному из 4-х оставшихся сценариев.
- Отдельные острова. Мир будет разделен на несколько блоков экономики и безопасности разного размера и силы, сосредоточенных на Соединенных Штатах, Китае, Европейском союзе, России, Индии и примкнувшим к ним региональных державах. Балканизация мира по принципу самодостаточности, устойчивости и обороноспособности. В этом сценарии не предполагается никакого привычного нам Интернета — он разделен на страновые сегменты с жестким регулированием и своими «Великими файрволами«. Технологии развиваются по тому же принципу. Американцы предсказывают конфликты на границах блоков, истощение ресурсов, нежелание ООН вмешиваться в конфликты государств, атрофию технологий из-за невозможности привлекать молодые таланты из-за границы блоков. Все это приводит к печальным последствиям для небольших стран и фокусу на внутреннее развитие. Собственно, частично мы уже живет в этом сценарии и технологическое развитие у нас в стране пока идет именно в этом направлении.
- Трагедия и мобилизация. Глобальная коалиция во главе с Европейским союзом и Китаем, работающая с неправительственными организациями и многосторонними институтами, осуществляет далеко идущие изменения, направленные на решение проблемы изменения климата, истощения ресурсов и нищеты после глобальной продовольственной катастрофы, вызванной климатическими катастрофами и деградацией окружающей среды. США и союзники присоединяются к коалиции и все вместе пытаются навязать всем ESG-повестку — окружающая среда, здравоохранение, социальная ответственность и т.п. Россия и страны-экспортеры нефти противятся этому, используя различные методы, включая массированные кибератаки.
Отдельный раздел отчета американской разведки посвящен технологиям. В нем говорится, что технологическое лидерство будет у тех, кто имеет долгосрочную стратегию, ресурсы и глобальное покрытие. Развивающиеся страны будут иметь возможность занять свое место только в отдельных нишах. Какие-то конкретные технологические прогнозы американцы не делают, ссылаясь на большую неопределенность и зависимость от описанных выше пяти сценариев. Но искусственный интеллект и высокоскоростные коммуникации — это бесспорно будет нашим будущим; а также IoT, 3D-печать, биотехнологии, новые материалы и метаматериалы. Технологическое лидерство будет формироваться теми, кто сможет привлечь много мозгов, выстроить цепочки поставок, что требует десятилетий инвестиций. Государством управляемая экономика признается более эффективной в части консолидации и накопления ресурсов, но это будет мешать конкуренции и развитию. Технопарки, аналоги Кремниевой долины, инкубаторы в развивающихся странах позволят находить неожиданные решения там, где пасуют глобальные игроки.
Время разработки, развертывания, доведения до совершенства, а затем вывода из эксплуатации технологий смещается от десятилетий к годам, а иногда и быстрее, что как бы намекает, что при правильном подходе России необязательно ждать 20-30 лет пока у нас появится свои инновации. Кроме того, повсеместное проникновение технологий может привести к тому, что никто не сможет единолично ими пользоваться (если не санкции, конечно). Всего несколько участников, в том числе корпорации и государства, находящиеся в авангарде новых технологий (США, Китай и Индия), могут развернуть и использовать новые технологии до того, как другие уйдут с начального уровня. Те, кто пытается наверстать упущенное, особенно в развивающихся странах (думаю, сюда относимся и мы), могут быть все чаще вынуждены выбирать технологии до того, как последствия этого выбора будут полностью поняты, рискуя инвестициями, утекающими в песок или безнадежно отставая от лидеров. Плановая экономика может быть в состоянии быстрее реагировать на появляющиеся технологические разработки, возможно, за счет снижения технологического разнообразия и эффективности (это наш как раз вариант — минимум игроков на рынке ИБ и фокусная поддержка 5-10 компаний, которые и поделят рынок). Интересы технологических компаний могут вступить в конфликт с государственными интересами по контролю технологий (мы это сейчас видим, когда ИБ-компании не хотят уходить из России, но их заставляют).
Те, кто владеют данными, станут королями рынка. При этом возрастет роль приватности, которой отдельные авторитарные страны будут манипулировать в своих интересах (кого они имеют ввиду, интересно :-). Это же может привести к тому, что приватность и конфиденциальность в привычном смысле исчезнут — у компаний и государств будет столько данных о нас, что их не надо будет сохранять от кого-то в тайне. Традиционные преступления, которые можно будет отслеживать с помощью цифровых технологий, сойдут на нет, но могут появиться новые виды преступлений. Возрастет влияние технологий дезинформации и дипфейков, а также технологий контроля и слежки за людьми. Учитывая рост скоростей и увеличение числа IoT-устройств, прогнозируется и рост числа кибератак.
Вот такие прогнозы. Я описал только часть из них — полный отчет можно почитать на сайте совета по разведке. Он стоит того, чтобы потратить на него время и понять, куда и как может развиваться мир. Понятно, что американцы все-таки смотрят сквозь свою призму, в которой Россия — это противник, но доля правды в их прогнозах, конечно, присутствует. И не учитывать их при планировании своей стратегии ИБ (корпоративной или личной) было бы неправильно.
Заметка
ИБ 2040. Что будет через 20 лет? была впервые опубликована на Бизнес без опасности .