- Он распространяется на органы госвласти, высшие исполнительные органы госвласти, государственные фонды, госкорпорации, иные предприятия, созданные на основании ФЗ, стратегические предприятия, стратегические акционерные общества (последние два утверждены Указом Президента от 4 августа 2004 года №1009), системообразующие организации экономики и субъекты критической информационной инфраструктуры (без привязки к владению значимыми или незначимыми объектами). По скромным оценкам таких организаций до ста тысяч — несколько тысяч государевых контор, 20 тысяч только финансовых организаций, 20 тысяч транспортных компаний (это не считая 2 миллионов ИП, у которых есть свой грузовик), 5 тысяч больниц и т.п.
Почему не внесли поправки в федеральный закон (149-й и 187-й)? Понятно, что принять Указ гораздо проще, но все-таки? Например, по части КИИ Президент не уполномочен своими Указами такие вещи принимать. Видимо, в военное время не только значение синуса может достигать четырех, но и юридические нормы можно не очень соблюдать.
- Заместитель руководителя попавшего под Указ предприятия назначается ответственным за ИБ, а сам руководитель несет персональную ответственность за ИБ. Тут стоит вспомнить про статьи 274.1 УК РФ и 13.12 КоАП, по которым, правда, правоприменения пока для ИБшников почти нет, но гарантировать его отсутствие в будущем я бы не стал.
У ИБшников появляется возможность стать заместителем генерального директора / руководителя организации ???? И это не шутка. Либо текущий зам станет отвечать за непонятную ему проблему и нести ответственность по 274.1 / 13.12, либо на эту должность назначат имеющегося ИБшника, подняв его в статусе.
- Правительство должно утвердить положение о таком замруководителя. Скорее всего возникнет вопрос о необходимости обучения такого ответственного; если не по программе на 512 часов, то хотя бы на 100. Летний сезон у учебных центров в случае принятия такой нормы предстоит жаркий.
- Должен быть создан отдел по ИБ или эта задача должна быть возложена на иное подразделение. Да, отдел может состоять из всего одного человека, но оформлен он должен быть именно в самостоятельное подразделение.
- Правительство должно утвердить положение о таком подразделении, но как оно это сделает я пока представляю с трудом, так как под действие Указа попал и Газпром с Почтой России и ломбард с микрофинансовой организацией. Очевидно, что у них не может быть одинаковой структуры и обязанностей. Возможно, Правительство спустит все на ФСТЭК, которой придется снова отдуваться за всех.
- Все попавшие под Указ организации должны незамедлительно (так и написано) реализовывать всех требования ФСТЭК и ФСБ, которые они активно рассылают в последнее время.
- Для обеспечения ИБ можно привлекать внешние компании, но только лицензиатов ТЗКИ. Если раньше можно было закрывать глаза на отсутствие лицензии ФСТЭК у подрядчиков, то теперь это уже не удастся сделать (по крайней мере так явно). Это означает, что либерализации рынка ИБ и возможности выйти на него небольшим компаниям не предвидится ????
- В
Если честно, то на мой взгляд, этот Указ опять ни к чему не приведет и в госорганах будут возведены только потемкинские деревни. Нельзя ИБ навязать сверху, да еще и без переходного периода, не выделив бюджета на нее, и не имея кадров для ее реализации.
Предпосылки к принятию этого указа вполне понятны:
-
Что-то с ИБ у нас совсем все плохо — то всякие ИТ-армии нас атакуют, то иностранные ИТ-компании активно кооптируют в ряды хакеров своих сотрудников и не против, чтобы они атаковали российские организации, то специалисты по ИБ по всему миру не только активно продают «утечки» из российских организаций и репостят «успехи» недружественных России хакеров, но и не видят в этом ничего зазорного.
- ФСТЭК, похоже, не очень справилась со своей задачей, поэтому возникла задача усилить ее за счет ФСБ и ГосСОПКИ.
- 17-й приказ о «строительстве защитных стен» показал свою неэффективность (особенно в условиях отсутствия контроля со стороны регулятора), поэтому решили, что надо сделать акцент на мониторинг и реагирование.
- Руководство организации, которое раньше манкировало задачей ИБ, теперь будет за нее отвечать и нести персональную ответственность.
- ФСБ, под шумок, получило максимально возможные полномочия по ИБ без какой-либо ответственности за нее.
- Все задолбали своими отмазками по поводу невозможности импортозамещения, поэтому дали 3 года, чтобы все иностранные средства защиты импортозаместили.
- Так как поддержать весь рынок ИБ из сотен компаний невозможно, то решили поддержать только крупняк, способный получить нужные лицензии, договориться с ФСБ и пройти аккредитацию.
ИБ взяли на знамя и это хорошо. Главное, чтобы не на древко, а то будет больно!
Заметка Новый Указ Президента может сделать безопасников заместителями генеральных директоров была впервые опубликована на Бизнес без опасности .