То, что длительное пребывание людей в Интернете усиливает социальный аутизм и уменьшает социальность, не вызывает сомнений.
Даже истинная доброта Человека всегда связана с глубинной жалостью, вызванной бренностью Всего, истоки которой, в конце концов, в жалости к Себе. Это эмпатия к Другому, как результат глубинной эмпатии к Себе. Другое - это всегда наше Я , но с отрицанием, то есть Другое - это не-Я. В не-Я содержится наше Я, но потом оно отрицается. По-сути, к Другому мы так и не прорываемся, даже тогда, когда сопереживаем, так как сопереживание возникает сначало с переживания Себя, и , лишь потом, возникает некий продукт из наших переживаний Себя, который мы обозначаем, как переживание за Другого. Даже тогда, когда мы жертвуем Собой ради Другого, чтобы Другой не страдал, мы это делаем поставив Себя на место страдающего Другого, почувствовав это страдание и пожалев Себя, и лишь потом мы жалеем Другого. Только сами познав Боль, мы можем по-настоящему, почувствовать как эту Боль чувствует Другой, и, благодаря этому возможно сопереживание, то есть чувствование Боли Другого, как Свою.
Таким образом, нами показано, что эмпатия, сопереживание, эмоциональный контакт, переживание за Другого - все это результат преломления переживаний человека за Самого Себя, благодаря которому создаётся образ переживания, который мы воспринимаем как переживание за Другого.
Поэтому для того, чтобы появилась эмпатия и исчезла эмоциональная тупость при аутизме и иных расстройствах, необходима психокоррекция переживаний Самого Себя. Например, работа по психокоррекции ощущений
собственной боли и страданий. Но это лишь необходимое условие, но не достаточное. Достаточным условием , является создание психологических условий благодаря которым в психике человека открывается способность рефлексии ставить Себя на место Другого, в частности, чувствовать боль Другого как Свою, а не рефлексивную способность передавать Свою боль Другому, чтобы облегчить свои страдания.
Если человек является мазохистом и радуется Своей боли, то способен ли сопереживать боли Другого, от которой у него самого ощущается наслаждение? Вероятнее всего не способен. При этом он способен сопереживать за такого же как он мазохиста тогда , когда тот от боли испытывает наслаждение. И всё-таки, у мазохистов есть раздражители, которые вызывают боль, не приводящую к чувству наслаждения, и в этом случае эти мазохисты могут сопереживать боль Другого как Свою, если у них нет нарушений с ощущениями боли и способности рефлексировать так, чтобы чувствовать боль Другого как Свою.
Доцент кафедры дошкольного и начального образования Института психологии и образования Казанского федерального университета, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин