Сновидение каким бы виртуальным не было , всегда содержит и вызывает реальные чувства, ощущения и переживания. Например, проснувшись от сердцебиения, мы реально обнаруживаем сердцебиение, которое было во сне. Нереальными во сне являются лишь предметы и люди, которых мы видим во сне с закрытыми глазами. Мы просыпаемся, и не можем обнаружить их в реальности, как можем обнаружить реальные следы реальных переживаний и чувств, которые были во сне.
Сон это всегда реальное чувство, на основании которого формируются нереальные люди и предметы. Сон - это реальный процесс психики и души, в котором не принимают участие реальные вещи и люди. Во всяком случае, вы у людей, которых видели во сне , об этом можете спросить и они подтвердят вам, что не приходили к вам во сне, так как в это время, например, не спали, и вообще не помнят, что у них были намерения заглянуть к вам в ваше сновидение. Если же предположить, что вы во сне общались с близким человеком, который в это же время во сне также общался с вами, то при анализе сновидения окажется , что эти два сновидца во сне были в разных местах. Если и места эти совпали, то окажется, что тема диалога была разной. Если ко всем вышеперечисленным совпадениям и темы диалогов совпали, то можно ли говорить, что эти два сновидца были в одной общей реальности, сотканной некими общими архетипами человечества? Конечно, можно, но это особая реальность, отличная от той, которая находится с нами тогда, когда мы просыпаемся. Сновидческая реальность может быть общей у сновидцев, также как и наши язык и мысли, которые наполняют нас и не зависят от нас самих, хотя и формируют нас. Эта сновидческая реальность отличается от той реальности, которая рядом с нами, когда мы просыпаемся тем, что мы не называем ее действи-тельностью. То есть, действительная реальность действует, независимо от нас и мы на нее можем действовать и изменять ее. В сновидении мы также действуем и можем изменять сновидческую реальность. И вещи сна также на нас действуют. И казалось бы, уже нет никакой разницы между сновидческой реальностью и действительной реальностью? Даже тогда, когда мы отворачиваемся от реального предмета, то он не перестает существовать сам по себе, и мы можем проверить это, обратно повернувшись к нему. Во сне происходит то же самое, мы можем отвернуться от предмета сна и обратно к нему возвратиться, и это свидетельствует о том, что этот предмет существует в психике сам по себе и ждёт нашего возвращения к нему. Этот предмет хранится для нас. Кто этот мир предметов хранит для нас и "подсовывает" нам, как только мы хотим возвратиться к этим предметам - это отдельная тема?
Таким образом, со-бытия, как нечто общее между двумя сновидцами, находящимися одновременно в общем сне возможны. Эти события даже возможны тогда, когда эти сны снятся неодновременно у этих двух сновидцев. Эти со-бытия особые, так как у них отсутствуют те связи и согласования в действиях между людьми, которые имеют место в действительности, то есть вне сна.
Таким образом, в психике человека есть такие составляющие, которые могут участвовать в особых со-бытиях сновидческой, архетипической, языковой , мыслительной реальности, в которой также одновременно или неодновременно могут участвовать другие люди. Люди могут встречаться с помощью этих общих составляющих своей психики и души в некоей особой общей реальности, в неких мирах, отличных от действительного мира, существование которого ещё никем не доказано? Человек может войти в диалог не только с современниками, но и людьми других эпох, которых нет в действительной реальности, но для этого нужен ключ, с помощью которого можно познать Суть тех, которых уже нет в действительной реальности или в реальной действительности. Для этого нужно читать и познавать то, что оставили после себя наши предки или близкие. В частности, познавать то, что оставили после себя великие люди прошлых эпох в науке, искусстве и культуре. Поэтому войти в диалог с самим Иммануилом Кантом не является проблемой. Если вы этот диалог оформите в виде статьи , то это будет научной статьей , написанной в постмодернистском формате.
По сути своей, этот универсальный Мир психических феноменов ( сновидений, мыслей, представлений, фантазий, любых образов, архетипов и т.п.) представляет собой Некий Дом, в который мы входим только одни. В этом Доме больше нет никого, несмотря на то, что в этом Доме мы можем видеть других людей. Все кто появляются в этом Доме не являются наблюдателями происходящего в нем, как мы сами. Этот Дом - некий проводник между людьми, некий штаб, который посещают все люди, чтобы узнать Друг о Друге, но когда они входят в него реально не встречают Друг Друга, а встречают лишь их некий виртуальный образ или некий дух. В этом Доме можно встретиться с образами и духом людей, которых уже в действительности нет, встретить людей из других эпох , времён и пространств.
Вопрос о том, насколько возможна встреча в этих мирах с теми, которые уже не присутствуют в действительности и реальном мире, не стоит! Эта встреча возможна. Тем более, присутствие в действительном мире, это проблема нахождения при его сути ( при-сут-ствие). И увы, есть так много людей, которые находятся в реальном и действительном мире, но не находятся при его сути, то есть не при-сут-ствуют.
Кроме того, необходимо отметить, что проблема реальной действительности тоже не решена, так как мы с вами ощущаем и видим лишь некие психические модели этой действительности, которые так и остаются психическими. А вот чем существенно отличаются эти психические модели действительности, от тех моделей и вещей, которые мы чувствуем и видим, погружаясь в миры и постранства, аналогичные сновидческим, это открытый вопрос. Пока существенной разницы не обнаружено и мы продолжаем пребывать в некоей матрице , хотя мним себе, что можем вырваться из нее, хотя живём в рамках Фильма, задаваемого Главным Режиссером.
Доцент института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук РАМИЛЬ ГАРИФУЛЛИН