Радость Нового года - сложное психологическое явление, но в основании его лежит психология Чуда Нового года. Нас интересовало не то, насколько радость Нового года утрачивается или уменьшается, а то чем больше всего теперь наполняется эта радость у школьников, в связи с виртуальными образами, в которых пребывает школьник все больше и больше?
Феномен Чуда Нового года - это феномен и психология Ожидания и , и наконец, его Пик - Явления Нового года . Ожидание - основание этого Чуда.
Как трансформируются эти Ожидания, если школьник уже и так хронически и ежедневно пребывает в ожидании потока Чудес , идущих из виртуальных интерактивных игр и образов? Именно интер-активность виртуальность делает реальной!
Насколько Чудо Нового года уступает или не уступает потоку чудес из компьютера? Мы опрашивали родителей, которые наблюдали и оценивали это явление по сравнению с тем, как они сами( родители) раньше воспринимали Чудо Нового года. Не малая часть родителей ( 31 процент) признались, что Новый год все чаще и чаще становится для детей не Чудом, а средством получить возможность выйти на Более Крупные Чудеса , благодаря компьютерным играм и виртуальным образам. Прагматические и реальные установки на жизнь у школьников с каждым годом растут. Значительная часть из них лишь подыгрывает Чуду нового года, чтобы заполучить более сильное Чудо из компьютера и не в одну волшебную Новогоднюю ночь, а каждый день и ночь. Процент ночных школьных игроманов растет.
В процессе своих исследований и наблюдений обнаружил, что Интернет со своими динамичными образами, представленными в формате Интернет-играм и различных виртуальных образов уменьшает у школьников способность воображать. Компьютер это делает вместо самого школьника. Школьнику остаётся только быть пассивным наблюдателем или активным субъектом кнопочного сознания, то есть активно давить на клавиши компьютера.
Недавно был в театре оперы и балета им. Мусы Джалиля на оперетте "Летучая мышь" . Отличная постановка. Заметил, что она уже создана по виртуальным принципам. Я смотрел на эту оперетту как на гигантский монитор. Сверху шли тексты. Были экран. Была вуаль, создающая иллюзию того, что все происходящее на сцене, происходит на гигантском киноэкране или мониторе. Школьники с удовольствием смотрели на оперетту "Летучую мышь", но , при этом, видимо, не забывали, что дома их ждёт мышь компьютера.
(См. видеоканал "Психолог Рамиль Гарифуллин"
Доцент кафедры дошкольного и начального образования Казанского федерального университета , кандидат психологических наук РАМИЛЬ ГАРИФУЛЛИН