По статистике, большинство людей планеты, заглядывают в зеркало, чтобы сопоставить образ о себе с тем, что они реально видят в зеркале, находясь перед ним. Это важный акт, так как является физическим основанием существования Я, хотя мы можем обнаруживать себя с помощью самообследования , то есть, с помощью рассматривания
и ощупывания составляющих своего тела, но не лица. Рассмотреть составляющие своего лица без зеркала невозможно. Максимум можно увидеть близко бок своего носа или свои губы, если из оттопырить.
Аналогичные процессы наблюдаются и при национальной самоидентификации.
Национальная самоидентификация , как и любая иная самоидентификация - очень важный психологический процесс личности.
С одной стороны, необходимо зеркало , а с другой образ о себе. Если нет зеркала для процессов национальной самоидентификации, то дальше носа своего нация увидеть не может. Если нет образа нации о себе, то вглядывание в зеркало , тоже ничего не даст и нация может себя не узнать в отражательной системе.
Таким образом, для того, чтобы в России были возможны процессы национальной самоидентификации , необходимы условия, при которых были бы , с одной стороны, соответствующие зеркала для национальной самоидентификации, а с другой, наличие образов о себе внутри самой нации.
Следовательно, возникает вопрос: есть ли такие зеркала в России для татар? Есть ли образ татар о себе, который позволял бы им самоидентифицироваться?
Эти зеркала конечно есть, но необходимо признать, что они мутные и мутнеют с каждым годом. У татарского народа есть желание подойти к этому зеркалу и разглядеть себя, но делает он это все реже и реже, в силу трансформации ценностей, вызванных современной эпохой и политико-экономическими процессами в России. Идут актуальные процессы, которые все чаще и чаще намекают татарам на то, что национальная самоидентификация не актуальный процесс и не стоит даже подходить к этому зеркалу, дескать самоидентифицируйтесь в другой сфере, далёкой от национальной.
Но это зеркало национальной самоидентификации трудно отбросить, в частности, трудно сразу отбросить Зеркало Татарского Языка, так как он живёт в душах татар. Кто-то уже чувствует, что это Зеркало Татарского Языка мутнеет, реже попадается под руки, реже используется и т. п. Очевидно, что благодаря этому национальная татарская самоидентификация может сойти на нет.
Теперь поговорим об образе татар о себе, который позволяет им узнать себя в зеркале татарской самоидентификации. Это образ также мутный.
Для того, чтобы понять причины этого помутнения, необходимо различать образ татар о себе "здесь и сейчас", от образа татар в историческом прошлом. Более того, необходимо определиться с тем, какой из этих образов более актуален для развития татарской нации в России. То, что образ татар в формате "здесь и сейчас" с каждым годом трансформируется и его трудно ухватить и сделать основанием для татарской национальной самоидентификации - это факт! Поэтому, казалось бы, актуальнее для развития татарской нации полагаться на образ былого прошлого татар. И этот образ уже немало времени рисуется татарскими историками. Например, этот образ рисовался как образ волжских булгар или как образ потомков Золотой Орды ( о других художествах историков упускаем) . Татары принимают эти образы в меру своих психологических особенностей, в частности, в меру наличия комплекса татарской национальной неполноценности. Поэтому этот образ татар для процессов татарской самоидентификации мутнеет и становится не пригодным для этого процесса. Развивать процессы татарской самоидентификации, основываясь только на комплексе татарской национальной неполноценности в золотоордынском формате было бы , на наш взгляд, бесперспективно. Тем более, татары не греки, у которые есть мощное фактологическое и историческое обоснование своего Великого Прошлого. Золотоордынский крен в татарской самоидентификации удовлетворил бы какие-то частные интересы татар, но не способствовал бы развитию нации. При этом, необходимо признать, что комплекс неполноценности - ключевой психологический механизм развития личности, но не единственный! В психологии есть и иные механизмы. Поэтому некоторые татары игнорируют эти образы татар былого героического прошлого и полагаются при татарской самоидентификации на образы о себе в формате "здесь и сейчас". В любом случае, чтобы не происходило с татарами в процессе татарской национальной самоидентификации , основанием этого процесса является звучание в душе татар могучего и родного татарского языка. И татарский язык, как основание татарской самоидентификации, должен жить и развиваться.
Доцент Института психологии и образования Казанского федерального университета , кандидат психологических наук РАМИЛЬ ГАРИФУЛЛИН