Мы можем наблюдать как Другие, то есть, те, кто вне нас, здесь и сейчас переживают, здесь и сейчас о чем-то мыслят. Мы можем в режиме здесь и сейчас косвенно чувствовать и наблюдать за проявлением Души Других. За движением своей Души в режиме здесь и сейчас мы наблюдать не можем, довольствуясь лишь восприятием прошлого следа своих душевных процессов. Например, мы не можем воспринимать мысль, которая пытается пробиться к нам в душу, чтобы появиться . Мы можем мыслить об этой мысли только после того, как она состоялась. У Других же мы уже в некоторой мере научились наблюдать за приходом мысли не только после ее прихода в душу человека, но и до ее прихода, а также во время ее прихода.
Таким образом, косвенно воспринимать Душу как объект восприятия мы умеем только у Других. Свою же Душу как объект восприятия мы воспринимать не умеем, так как она ускользает от нас. Если мы попробуем осмысленно воспринять начало мысли , то она исчезнет, так наша душа не способна держать мысль , как объект, который вызывал бы одновременно мысль об этой мысли. Мысль о мысли всегда идёт после мысли как объекта, о котором формируется мысль. Мозг не может одновременно держать две мысли и поэтому эти мысли поочередно сменяют друг друга.
Душа как объект ускользает от Человека. Поэтому у человека есть возможность исследовать душу как объект только у Других и эти знания распространять на свою Душу. Но это уже иное знание и по своей глубине уступает возможности при которой душа сама себя исследует изнутри. Увы! Пока есть исследования души о себе, как исследования следов души в самой себе, а не в условиях здесь и сейчас. Вся интроспективная психология - это исследование лишь прошлых следов психических процессов , а не психических процессов в режиме здесь и сейчас.
Доцент Института психологии и образования Казанского федерального университета , кандидат психологических наук РАМИЛЬ ГАРИФУЛЛИН