Честь, совесть, нравственность: психологические основы.
Одним из условий воспитания нравственности, чести и совести является отсутствие информированности о безнравственности, безчестия и бессовестности тех, кто занимается этим воспитанием: родители, родственники, педагоги, государство, власть и иные субъекты. Казалось бы, все эти субъекты связаны и повязаны . И всё-таки, всегда есть из них такие, которые независимо от деградации социума сохраняют в себе нечто настолько, что нравственность, честь и совесть продолжают существовать. Этим нечто является великий феномен безвозмездной Материнской, Отцовской и Родственной Доброты, порождающий ответное чувство долга . Поэтому хранительницей нравственности, чести и совести является семья, наполненная добротой родителей и родных в отношении детей. Если у родителей и родных этой доброты нет, то общество постепенно теряет источник нравственности.
Психогенез чести и совести - это прежде всего психогенез страха обидеть и подвести родителей и родственников , в силу долга перед ними за их помощь и доброту. Психогенез чести и совести - продукт психогенеза семейных отношений. По Фрейду, честь и совесть - это цензура или Супер-Эго, сформировавшиеся в социуме. Первым социумом для ребенка становится семья.
Все вышесказанное справедливо при условии, что ребенок рождается без психических и психологических нарушений , обусловленной деструктивной психогенетикой.
Таким образом, казалось бы, независимо от безнравственности власти и государства, сохраняя семью как источник Доброты, можно сохранить гуманизм человечества. Но если власть и государство разрушит эти основания, то это и будет условием катастрофы человечества. Есть мнение, что это уже началось и связано с эпохой постмодернизма со своими извращениями всех институтов, в том числе института семьи.
В России политическая и экономическая система и власть таковы , что не созрели ещё условия для того, чтобы власть имела моральное право хотя бы прикоснуться к реальному решению проблем с нравственностью молодежи. Только после разрешения проблем нравственности власти в России можно говорить о моральном праве власти хоть как-то прикасаться к разрешению проблем нравственности молодежи. Увы! Власть желает формировать лишь некую нужную ей
самой нравственность молодежи и делает акцент лишь на проблему тлетворного зарубежного влияния на молодежь. Это манипуляция. И эта манипуляция безнравственна в условиях, когда молодежь из гомосапиенса постепенно превращается в гуглсапиенса , то есть, в нетворческие существа, которые умеют лишь пользоваться инструкциями из Гугла. Если власть глубоко не осознает первичность разрешения проблемы своей нравственности, то , благодаря молодежи, Россию ждут великие потрясения .
Доцент кафедры педагогической психологии ИПО КФУ , кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин