Предостережения от полиции начали получать в Татарстане родители, чьи дети не ходят в школу и находятся на семейном обучении. А таких становится все больше. Пап и мам «надомников» предупреждают, что их дети относятся к «группе риска» и «наиболее подвержены негативному воздействию экстремистских молодежных субкультур и различных форм деструктивного поведения», в том числе криминального, и, случись что, родители ребенка ответят перед законом по всей строгости. Многие семьи возмутила такая постановка вопроса: «Не ходишь в школу — потенциальный преступник?». Некоторые пожаловались в прокуратуру.
О том, что в Зеленодольском районе родители, выбравшие для своих детей семейную форму обучения, стали получать от инспекторов ПДН «предостережения о недопустимости нарушений закона», сообщила в конце ноября мама младшеклассника, разместив в соцсети копию документа.
В Институте психологии и образования КФУ под моим руководством было проведено изучение домашнего обучения. Мы изучали мотивы родителей, которые отдают своих детей в Казани на домашнее обучение. В рамках исследования нами была опрошена группа из 620 родителей. Вопросы касались интересов к образовательным услугам домашних педагогов, при условии, что они будут бесплатными.
Если в 2018 году дома обучалось немногим более 1 тыс. татарстанцев, то в нынешнем году в республике числится уже 1,5 тыс. «надомников».
Согласно результатам исследования, 88% опрошенных родителей школьников не имеют интереса к домашнему образованию для своих детей, а 11% проявили к этому интерес. Частые причины перехода на надомное обучение: недовольство уровнем учебно-образовательного процесса в школе, морально-нравственные ценности, переживание за благополучие и безопасность ребенка. Часто значительную роль играет фактор единства семьи, религиозное мировоззрение, а также неудовлетворенность образованием в детстве у самих родителей. Главной причиной отсутствия интересов и мотивов к услугам домашних педагогов психотерапевт назвал «предполагаемое родителями отсутствие социализации ребенка.
Результаты показали, что отсутствие интереса к домашнему обучению преимущественно связано с имеющимся социальным контекстом и его нормами. Самое забавное другое – если мы проводили разъяснительную работу, отмечая, что параллельно с домашним образованием дети будут ходить в кружки, на улицу и социализация не нарушится, родители меняли свое мнение.
Большая часть родителей, проявивших интерес к домашнему обучению, имеют светские установки.
Проведенное нами исследование показало, что интерес к домашней педагогике строится преимущественно на основании академических светских интересов, это подтверждает 84% голосов опрошенных. В то же время объявления в СМИ о приглашении на домашнее обучение преимущественно подавали родители с религиозными убеждениями – 64%.
Интересный факт, который мы заметили: берешь газету, начинаешь разбирать объявления, и на надомное обучение к своим детям приглашают в основном мусульмане. Но согласно исследованию большая часть опрошенных, проявивших интерес к домашнему образованию, имеют светские установки.
Кроме того, анкетирование выявило, что 54% религиозных родителей критически относится к некоторым предметам школьной программы. По их мнению, ряд дисциплин, которые преподают сегодня в учебных заведениях, неправильно влияют на религиозное мировоззрение детей. Родители считают, что их обязанность – создать для ребенка среду для формирования религиозных убеждений и ценностей.
В СМИ часто публикуются мнения, что дети на домашнем обучении – это рисковая группа. Они якобы могут стать источником экстремизма.
Во-первых, мотивы того, что дети учатся на домашнем обучении, идут от родителей, а не от детей. Второе – эти дети социализированы, потому что ходят в кружки и от мира не выключаются, и третье – процент религиозных родителей, которые предпочитают для своих чад домашнее образование, не существенен.
Действительно существует небольшая групп риска, которую специалистам важно вовремя выявлять и проводить с ней профилактическую работу. И всё-таки преимущественно на домашнем обучении учатся порядочные дети, никоим образом не опасные для общества.
Наше исследование показало, что родители выбирают домашнее обучение благодаря работе СМИ, пропаганде позитивности домашнего образования. На Западе оно уже популярно, а у нас эта работа только началась, но с креном на обратное. Я бы этого не хотел: мировая история показывает, что многие талантливые люди – ученые, политики и другие – прошли через домашнее обучение. Можно вовсе на корню зарубить домашнее обучение, нужно быть осторожными с этим.
Доцент кафедры педагогической психологии ИПО КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин