Министерство просвещения России обратилось с просьбой о проведении независимой экспертизы действующих сегодня федеральных образовательных стандартов, по которым осуществляется обучение в начальном и среднем звене школ, в Российскую академию образования.
Результаты экспертизы, по-видимому, сильно удивили чиновников от образования: так настойчиво внедряемые ими стандарты получили примерно 500 замечаний.
Среди них указание на то, что стандарты не направлены на социализацию детей, профилактику агрессивного поведения и, в случае необходимости, его коррекции, формализм в вопросе сохранения здоровья. А уж об уменьшении нагрузки на детей речь, по мнению экспертов, вообще не идет.
А вывод ученых и вовсе неутешителен: действующие стандарты никак не способствуют развитию интеллекта и личности школьников, а лишь контролируют их. Об этом, кстати, на протяжении всего времени с момента внедрения ФГОС говорили в один голос учителя-практики.
Наконец-то лёд тронулся. Будучи модератором на крупнейшем мировом международном форуме по педагогическому образованию , ежегодно проходящем в Институте психологии и образования Казанского федерального университета я сделал следующие выводы с ситуацией в образовании:
1. Актуальна российская проблема — проблема земского учителя на селе.
2. Усилилась деформация психического развития ребенка в цифровом обществе.
3. Обострилась проблема подмены предметного мира и отсутствия саморегуляции.
4. Возросло требование к экспертам, которые оценивают все что дают образовательные ресурсы.
5. Усилилась проблема кибербуллинга и психической анорексии. Возникла проблема отсутствия профилактических программ.
[IMG]
6. Возросла проблема «темноты"традиционной классно-порочной системы. Обозначилось падение учебной мотивации как основноно фактора снижения академической успешности.
7. Продолжается тренд на ускорение изменений нормативных документов в сфере образования без должной научно-методической проработки и прогноза.
8. Идёт трансформация функции контроля как средства обратной связи
9. Продолжается диффузия профессиональной идентичности учителя ( учитель-воспитатель, учитель-мотиватор, учитель-тьютор, учитель-оргаеизатор).
10. Обозначена проблема негосударственного сегмента образовательных учреждений разных уровней образования , предлагающих «новую повестку» , поддерживаемых крупным бизнесом.
11. Повысилась профессиональная тревожность у части учителей с высокой субъективной неопределенностью последствий цифровизации образования.
12. Растет требования со стороны родительского сообщества
13. Обозначилась проблема развития необходимых IT — компетенций нынешних педагогов и исследователей в области наук об образовании.
14. Усилилась диффузия личностной , гражданской и социальной идентичности.
15. Обострилась проблема подмены предметного мира детей. Сюжетно-ролевая игра с готовыми образцами - нет саморегуляции и нет социального контроля.
16. Ученики все чаще стали проверять учителей по Википедии.