Если внутри живого существа звучит только один голос мысли и оно его никак не оценивает, то это существо ещё не является сознающим человеком. Для того, чтобы быть человеком, необходимо этот голос мысли не только слышать, но и оценивать другим голосом мысли называемым нашим Я. То есть, после посетившего психику голоса мысли должен последовать другой голос мысли, являющимся нашим Я. Это и есть рефлексия как основание сознательного процесса.
Если голос мысли воспринимается как реальный голос извне, то есть является слуховой галлюцинацией, то это уже психическое нарушение. В этом случае, человек может либо включать голос мысли своего Я и мыслить об этом внешнем голосе, либо не включать его.
Может ли голос мысли нашего Я превращаться из внутреннего во внешний голос, то есть в галлюцинацию? Может ли человек, оценивать мысли с помощью своего Я, которое звучит в психике как реальный голос, то есть как галлюцинация? Может ли наш внутренний психический наблюдатель, являющийся нашим Я, оценивая наши мысли, звучать реально для нас как галлюцинация? То есть , возможна ли рефлексия как мысль о мысле, звучащая реально как галлюцинация? Если это возможно, то это может основательно поменять представления о феномене Я. Не стоит все вышеизложенное путать с тем, когда мы вслух озвучиваем мысли и мысли о мыслях.
Когда человек говорит, что в нем борются два человека, то это не означает, что в психике содержатся два Я. Это происходит потому, что наше Я оценивает мысли, которые сваливаются в психику без участия Я. Это и есть, так называемая борьба двух Я, хотя это не так, и в этом участвует только одно Я.
Если бы ваше Я оказалось наблюдателем и оценщиком диалога и борьбы между собою неких двух частей психики, то это уже была бы разновидность биполярного расстройства.
Доцент кафедры педагогической психологии ИПО КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин