Недавно получил послание от моего уважаемого коллеги , профессора института физики Казанского федерального университета Наиля Фаткуллина. Он выслал это послание не только мне, но и всем своим коллегам, работающим в Казанском университете и других ведущих российских вузах. Это обращение, в котором он призывает инициировать подлинную реформу высшего образования в России, и, как минимум, начать общественную дискуссию на эту тему.
В основном он уделил внимание тем условиям, которые сформировались в вузовской системе в отношении учёных и преподавателей . В послании отмечено, что чиновники от образования разваливают фундаментальную науку и университетское образование, а профессорско-преподавательский состав лишают последних академических свобод, превращая в крепостных. В послании обоснована проблема связанная с тем , что Минобр отравляет университетскую жизнь бюрократизацией, достигшей сегодня гротескно-чудовищных размеров. Профессор Фаткуллин отмечает, что научная жизнь в стенах вузов парализована. Он пишет о том, что происходит деинтеллектуализация страны. Огромные финансовые ресурсы, выделяемые из бюджета на развитие высшего образования и науки, тратятся на сопутствующие вещи. Автор послания отмечает, что помимо этого, значительная часть финансов ушла на псевдонаучные и псевдопедагогические направления, например на бесчисленные переделки учебных программ, чиновничьи требования к которым странным образом меняются каждый год. Вместо того, чтобы заниматься наукой и реальным продумыванием преподаваемых предметов, преподаватель должен бесконечно составлять различные УМК, ФОС, РПД, являющиеся многостраничной, никому не нужной макулатурой. Предлагается некая реформа в часовой нагрузке, пенсий преподавателям, сокращение полномочий Минобра.
Вот мои размышления на этот счёт:
1. Все это послание моего коллеги, с моей точки зрения актуально, хотя и не имеет информативной новизны. Я сам также неоднократно писал в своих статьях в СМИ и на Эхо Москвы об этих проблемах в системе образования и науки. При этом актуальность этого призыва к реформе бесспорна, хотя и не нова! Об этом бурлит научная и педагогическая общественность. Такие призывы уже звучали и не только из моих уст, но "воз и поныне ещё там". Почему отстроенная российская система не реагирует на эти послания? Ответ в следующих нижеприведенных пунктах.
2. Не стоит путать причину со следствием. Причина отсутствия развития науки не в Минобре, а в базовом и ключевом факторе - в реальной российской экономике, которой ничего не нужно от ученых, так как она уже давно подсела на импортные технологические разработки и покупает их на нефтедоллары. То есть , ожидать от реальной российской экономики и производства ( которого нет) заказов в адрес науки пока бесполезно. Проблема в хроническом упрямстве российской экономики, питающейся импортными разработками и поэтому не нуждающейся в доморощенных научных разработках. В частности, бальзамом от этого недуга являются санкции, но это излечение быстрым быть не может, даже несмотря на мечты.
3. Необходимо признать, что современная российская наука, которая мнит, что она ещё существует, испытывает значительный дефицит научной новизны . И здесь Минобр ни причем! Более того, большинство российских учёных мнят, что занимаются развитием науки, даже несмотря на то, что в России нет заказов на научные исследования со стороны производства, которое отсутствует в стране, а если и наличествует, то не нуждается в наших доморощенных разработках, так как является полностью импортным и покупается за нефтедоллары. Более того, в России , по сути своей, нет конкретной программы научно-производственного развития и соответствующих заказов на исследования учёных. Нередко учёные, руководимые нуворишами от наук , безответственно и преступно осваивают значительные денежные средства под науку и в лучшем случае пишут туфтовые отчёты или публикуют свои «труды» в зарубежных научных журналах, которые уже дискредитировали себя за счёт коммерциализации своих публикаций. А в худшем случае, на них заводят уголовные дела и ведутся расследования. Мир научных публикаций стал рынком! А рынок всегда является условием для преступлений. И причина всего вышесказанного также не имеет непосредственное отношение к Минобру.
4. Кроме того, наука в России не развивается и потому, что за счёт коммерциализации и масштабной изощрённо-замаскированной коррупции заблокированы или отбиты интеллектуальные установки и мотивы к занятию настоящей наукой у молодых, начинающих соискателей и аспирантов. Кто-то может сказать, дескать, если бы начинающий исследователь занимался изначально истинной наукой и внедрением, на основании открытых им уникальных закомерностей, в которых нуждается общество, то, наоборот, ему бы платили и не приходилось бы ему самому раскошеливаться. Дескать, внедрение туфты в науке стоит денег. Дескать, стоит только этой туфте исчезнуть как коррупция автоматически исчезнет. Возможно это и так, но это лишь одна из многих причин из-за которых до сих пор в России нет отдачи от учёных, а лишь царствует безответственное освоение капиталов под многолетние обещания.
5. В российской науке , благодаря импортным информационным технологиям, научились делать презентации, оформлять, проводить помпезные отчётные конференции, но глубокий анализ показывает, что часто за этим всем нет никакой научной новизны и актуальности. Стоят и пылятся мощнейшие компьютеры, на которых у учёных и производственников нет заказов. Нет тех задач, которые можно было бы решать с помощью этих мощнейших компьютеров. Вспоминаю, как в СССР была очередь ученых и производственников на расчеты ЭВМ . Об этом мне признаются сами математики и кибернетики,в которых никто не нуждается. Есть редкие разработки и заказы, а по сути, в этой сфере все замерло.
Не говоря уже о том, что в России после разгромного лихолетия, так и не возник мощный и широкий российский институт инженерии и разработчиков различных проектов. А зачем нужны инженеры? Мы ведь все покупаем готовое за нефтедоллары!
А потом власть возмущается из-за того, что деньги, выделенные на развитие нанотехнологий и нанонауки не принесли никаких достижений, хотя и значительным образом были истрачены. Ученые обманывали власть, взяв, якобы, эти деньги на развитие нанотехнологий, но в действительности использовали её для развития традиционной коллоидной химии, на основании которой разрабатывают, например покрытия для дорог и другие композиционные материалы.
Эти учёные говорят, что создают материалы на основании наночастиц. Эдак, и повар может спечь хлеб и сказать, что в нём есть наночастицы (а это факт!!!), полезные для потребителей. Всё это очевидно, не нанотехнологии, а направления коллоидной химии и физики, молекулярной физики. Мои коллеги (а я в прошлом, по первому образованию, выпускник кафедры молекуляной физики Казанского Госуниверситета, имею научные публикации и патенты по молекулярной физике и биофизике) уже сорок лет занимаются молекулярной динамикой, но они не утверждают, что занимаются нанофизикой, так как не способны манипулировать движением одной молекулы (не множества молекул) в режиме «здесь и сейчас», наблюдая за ней. Таким образом, ученые, которые занимаются разработкой наночастиц, как добавок для различных материалов, не являются представителями нанотехнологий (они представители коллоидной химии и физики, молекулярной, химической физики, физической химии и т.п.), а значит, не имеют морального права использовать деньги, отпущенные на развитие нанотехнологий. Всё-таки не стоило бы нашим учёным так извращать суть нанотехнологии и нанонауки, даже во благо выбивания денег.
Причина этой научной туфты и туфтовых отчётов также не связана с непосредственным влиянием Минобра. Хотя я поддерживаю мнение, что Минобр отвлекает деятельность учёных и преподавателей никчемными отчётами и иными деструктивными условиями, но это, повторяю, не ключевая причина! Минобр вторичен и является продуктом и следствием российской экономики.
6. Нужна экономическая ситуация, не позволяющая паразитировать на научно-технологическом импорте и только потом будет возможна мобилизация науки, так как появятся заказы на ее разработки. А пока идёт распределение финансовых средств и имитация бурной научной деятельности. И по моей статистике, немало учёных, которые сами играют в эту туфту и игру и, опять таки, Минобр здесь ни причем!
Доцент кафедры педагогической психологии ИПО КФУ Рамиль Гарифуллин