Сегодня заглянул на сайс Счётной палаты РФ.
Накануне Счетная палата дала негативный отзыв о работе правительства бывшего премьер-министра Дмитрия Медведева. В контрольном ведомстве пришли к выводу, что система стратегического планирования федеральных органов исполнительной власти была неэффективна и не способна привести к реализации национальных задач, а за последние три года в среднем каждая пятая задача, которая стояла перед правительством, оказалась проваленной.
Аудиторы Счетной палаты подсчитали, что из государственного бюджета России воруется 2-3 миллиарда рублей в год. При этом финансовых нарушений существенно больше — 804 миллиарда только в 2019 году.
Анализ показал, что нормативно-правовые акты, регулирующие эту сферу, не формируют завершенную систему стратегического планирования. Они не согласованы и не актуализированы в соответствии с документами, определяющими национальные цели и стратегические задачи социально- экономического развития страны.
В результате ни один из утвержденных планов деятельности ФОИВ (федеральные органы исполнительной власти, то есть министерства и ведомства РФ) на 2019–2024 годы не соответствует установленным требованиям. В планы деятельности ФОИВ включено только 26% показателей госпрограмм и подпрограмм, за которые они отвечают. Из показателей национальных и федеральных проектов в планах учтено 55 %.
Выводы следующие:
1) Правительству указаны национальные цели. Чтоб их достигнуть, надо решить ряд задач.
2) Задачи сформулированы в федеральных и национальных проектах. Решать их должны министерства и ведомства.
3) Министерства и ведомства половину показателей по этим проектам включили в свои планы работы, а остальные проигнорировали!
Халтура при планировании приводит к точно такой же халтуре при подведении итогов того, что было напланировано.
Выборочный анализ итоговых докладов федеральных органов исполнительной власти за 2018 год показал, что они в большинстве случаев носят характер «рапорта» о достигнутых результатах, который не содержит анализа имеющихся проблем и не отражает реальное состояние дел.
Например, текстовая часть итогового доклада Министерства финансов в 2018 году и задачах на 2019 год не содержит анализа недостигнутых показателей, которые создали риски недостижения Минфином России всех шести предусмотренных целей.
Эти сведения также отсутствуют и в приложениях к итоговому докладу, где содержатся сведения только о недостигнутых целевых показателях государственных программ.
По сути, имеет место искажение фактов и сведений, что способствует необъективной оценке деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Так любят вообще-то делать подростки. Успехи выставить вперед, а о провалах как бы забыть. Про «пятерки» рассказать родителям, а про «двойку» молчать. Зачем портить настроение себе и им. Это традиции при дешёвой нефти начинают говорить о "двойках" правительства.
Если есть возможность схалтурить при планировании и составлении отчетов, руководящие чиновники стараются извлечь из нее пользу для себя.
К примеру, какая-то задача сложна. Они понимают, что требуемый показатель точно не будет достигнут их ведомством. Раз так - они его просто не включают в план. И, соответственно, за него не отчитываются.
Поскольку в настоящее время отсутствует требование о необходимости включения всех без исключения показателей госпрограмм в планы деятельности ФОИВ, имеется возможность невключения показателей, по которым высокая вероятность их невыполнения, - констатирует Счетная палата. В этом случае эти показатели не учитываются в ходе осуществления оценки эффективности деятельности федерального министерства, что может привести к ее необоснованному завышению.
Тоже трюк из арсенала подростков. Сделать вид, что просто не увидел трудное задание, как-то его пропустил. Вдруг прокатит?
Счетная палата провела колоссальную работу, сверяя и сравнивая показатели отчетов и планов федеральных органов исполнительной власти за последние три года. Со всеми её «находками» можно ознакомиться на сайте ведомства.
Вот ещё выдержки из сайта Счётной палаты РФ:
1. Цели государственного управления на этапах планирования, корректировки планов, мониторинга, контроля и оценки промежуточных и конечных общественно значимых результатов по сферам деятельности ФОИВ не достигаются.
2. Отсутствие стратегии деятельности ФОИВ не позволяет повысить эффективность их деятельности, направленной на достижение национальных целей.
3. Доклады о ходе реализации планов деятельности ФОИВ за отчетный год носят формальный характер. Они не содержат оценку и анализ причин недостижения целей и показателей и не могут быть использованы в качестве инструмента принятия управленческих решений.
4. Контроль Правительства Российской Федерации за реализацией планов деятельности ФОИВ на основе их докладов не приводит к повышению качества управления. Отсутствие обратной связи по результатам рассмотрения данных докладов не способствует принятию мер по решению проблемных вопросов.
5 . Низкий уровень применения информационных технологий снижает эффективность системы стратегического управления деятельностью ФОИВ.
Итоговый вывод:
Система стратегического планирования деятельности ФОИВ в настоящее время разбалансирована и неэффективна, недостаточно нормативно урегулирована и методически обеспечена, с низким уровнем контроля и исполнительской дисциплины.
В этом состоянии она не способствует достижению национальных целей и требует совершенствования.
Одно совершенствование уже случилось: прежнее правительство распущено и сформировано новое.
Медведева заранее сняли и теперь ответственных за провал нет! Нефть сильно подешевела и началась суровая правда российской экономики. Так всегда! Очковтирательством при дешёвой нефти заниматься будет сложнее.