Мною разработана эффективная технология общения в родительском чате ( см. ниже). Это целая отрасль в психологии общения, поскольку возникает множество конфликтных ситуаций, задевается честь и достоинство участников чата, наносятся определенные психотравмы, которые порой доходят даже до подсудных дел. А все потому, что люди, общаясь в интернет-пространстве, пытаются как-то завуалироваться, чувствуя некую защищенность и анонимность. Однако это не так: общение в электронном формате ничем не отличается от общения личного. Вся ответственность за свои мысли и выражения эмоций также ни с кого не снимается.
Мессенджеры – это сфера новая, только начинает развиваться и существуют определенные правила, которые нужно вводить при создании чата. Это в первую очередь назначение ведущего или администратора – человека, который будет иметь право регулировать общение в чате: добавлять-блокировать участников, выносить предупреждения, фильтровать некорректные выражения.
Изначально при создании чата нужно обговорить его формат, единые правила общения между участниками.
Конструктивность чата будет низкая при наличии большого количества долгих аудиосообщений, потому что они вызывают неуважение по отношению к другим участникам, «зашлаковывают» контент.
Роль администратора, как правило, возлагается на одного из родителей самим учителем и коллективным решением остальных. А случается и так, что какой-нибудь родитель самовыдвигается, выделяется на фоне остальных своим авторитетом и автоматически негласно становится модератором.
Все чаты разные, и у всех них могут быть разные правила: где-то позволителен неприемлемый контент, где-то все максимально строго. Мы конкурентно разбираем конфликт между родителями – проблему конфликта интересов. Можно, конечно, полагаться на установленные правила, но практика показывает, что рано или поздно начинаются конфликтные ситуации, стычки, и это неизбежно.
Мною разработаны правила общения в родительском чате. Формат общения в чате должен выстраиваться согласно этим правилам:
1. Выражать оценочные суждения следует только в том случае, если они касаются только тебя самого (ты оцениваешь свои чувства, свои переживания, а не кого-то другого).
2. Любой участник чата в любое время имеет право свободно уйти (удалиться).
3.Нельзя отвлекаться на неактуальные темы, которые не обозначены в дискуссии (как раз-таки объявления, поздравительные открытки, сообщения, отправленные ошибочно и др.).
4. Дискуссию нужно выстраивать по следующему принципу: сначала публикуется одно полностью сформированное сообщение, а потом остальные. Таким образом должна соблюдаться последовательная цепочка, без хаотичного потока ненужных сообщений, которые будут «зашлаковывать» пространство.
5. В момент обострения конфликта участники чата должны стараться урегулировать проблему и находить в себе силы сдерживаться. В особых случаях модератор может поступить радикально –удалить какого-либо участника из чата, однако делать это следует на основании общего мнения остальных участников.
Доцент кафедры педагогической психологии, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин