Порой, наше нечто внутреннее и родное, вошедшее во взаимодействие со средой, не принимается обратно, аналогично тому, как наша слюна, которая оказалась на чистой тарелке, уже никогда не станет нашей, даже если мы поместим ее обратно в свой рот.
Вышеприведенный феномен можно распространить и на мысли. Если, предположить, что наши мысли как-то напрямую взаимодействуют с внешним миром. В частности, если предположить, что наши мысли кто-то воспринимает и слушает, то возможен феномен отторжения, аналогичный отторжению слюны, побывавшей вне нашего рта. Кстати, есть такие психические нарушения, при которых наблюдается отторжение мыслей, как кем-то сделанные и кем-то засланные в мозг этих страдальцев.
При нормальном функционировании психики людям дана иллюзия, что мысли, пришедшие в мозг являются "родными" и "близкими". Научно-психологический анализ появления мыслей показывает, что они не имеют никакого отношения к нам самим и сваливаются к нам из источников, хозяевами которых мы не являемся.
Таким образом, люди, страдающие отторжением своих мыслей, воспринимающие их не своими, а чуждыми и сделанными кем-то извне, возможно осознают реальные механизмы психики. А большинство людей, не имеющих такие нарушения, воспринимают свои мысли как нечто свое, близкое и родное, хотя это лишь иллюзия. Это нормальное большинство человечества, возможно далеко от понимания и ощущения реальных механизмов психики.
Есть люди, которых раздражает то, что якобы их мысли "слушает" Всевышний. Некоторые к этому терпимы, а некоторые страдают от этого.
В человеке заложено желание того, чтобы его мысли никто не воспринимал, кроме самого носителя этих мыслей. О том, что наши мысли никто, кроме нас самих, не воспринимает - это реальность или только наша иллюзия? Вот загадка!
Не стоит путать вышеприведённые анализы с феноменом навязчивых мыслей, от которых люди страдают. Навязчивые мысли остаются своими для человека, несмотря на то, что сильно надоедают.
Кроме того, при всем вышеизложенном, необходимо отметить, что не стоит путать способность людей, порой, чувствовать других людей, чувствовать мышление тех, кто не выразил ещё свою мысль. Это не совсем то самое восприятие мысли. Это лишь некие тени и следы сущности мысли, которая доступна только самому ее носителю. Хотя есть исследования, согласно которым людям свойственно защищаться от того, чтобы их мысли никто не определял. Человек комфортнее чувствует себя тогда, когда убежден , что тайна его внутреннего мира останется только вместе с ним. Художники, которые выражают свои мысли - это выражение лишь прошлого психического следа, а не феномен , связанный с тем, что мысли художника воспринимают в режиме "здесь и сейчас", как бы проникнув в мозг. От такого проникновения в мозг любой художник всегда откажется.
Доцент института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин