Депутаты Государственной думы одобрили в первом чтении законопроект, который освобождает чиновников, судей, прокуроров, военнослужащих и другие категории граждан от наказания за нарушение антикоррупционных норм, если оно произошло по не зависящим от госслужащих обстоятельствам, то есть нечаянно. Информация о прохождении законопроекта № 1078992-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер ответственности за коррупционные правонарушения» опубликована в законодательной базе нижней палаты парламента.
В пояснительной записке к документу говорится, что «физическое лицо освобождается от ответственности» за нарушение законов о противодействии коррупции, если «несоблюдение ограничений и запретов признается следствием не зависящих от него обстоятельств».
Вот мои размышления на этот счет:
1. Обстоятельства – мутная тема, так как сама триада коррупционной личности состоит из обстоятельств, давления (внешнего и внутреннего) и оправдания. Разберём поподробнее составляющие этой триады.
2. Обстоятельства, благодаря которым госслужащий имеет возможность брать мзду, есть не у всех россиян. Это не зависящее от госслужащего обстоятельство «сваливается» на голову чиновника, как только он становится госслужащим. Исключение составляют лишь те госслужащие, которые стали таковыми не ради того, чтобы нечаянно и по независящим от них причинам попасть в это злачное обстоятельство.
3. Внешнее давление – это взяткозависимость, при которой имеет место иерархия коррупции на различных уровнях власти, то есть, давление высших слоев власти на низшие слои. Это тоже часто не зависит от коррупционера. Он уже жертва системы.
4. Внутренне давление – это взяткомания, при которой коррупционер не может не брать, так как у него возникает приступ невроза или депрессии, если он не возьмет там, где можно было взять. О феномене взяткомании у меня много научных статей в крупнейших российских академических журналах (см. Взяткомания как одна из причин взяточничества:психологический анализ , Актуальные проблемы экономики и права. Стр. 9 -14) Взяткомания как приступ тоже не зависит от коррупционера. Вторгается приступ и он ничего не может с ним поделать.
5. И, наконец, оправдание. Коррупционер всегда оправдывает свои деяния, чтобы не страдать. Возможно, что некоторые из них настолько увлеклись этими оправданиями, что спровоцировали процессы появления вышеизложенного законопроекта, который теперь будет освобождать чиновников, судей, прокуроров, военнослужащих и других категорий граждан от наказания за нарушение антикоррупционных норм.
Таким образом, стихий и бедствий, связанных с внутренним и внешним давлением , воздействующих на психику коррупционера хватает и не остаётся места для сознательности и ответственности?! Парадокс?
Во всём сказанном есть , конечно, доля моей иронии, но именно в иронии мира сокрыта истина…
Видеоканал "Психолог Рамиль Гарифуллин:
Доцент института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин