VII Международный форум по педагогическому образованию IFTE 2021стал самым представительным не только по охвату участников, но и по масштабу заявленных тематик: 575 докладов сделали ученые из 275 университетов, научных и образовательных организаций, включая 79 зарубежных.
Актуальной на международном форуме была проблема онлайн-образования. Если на прошлом форуме в 2020 году ставилась проблема овладения онлайн-образованием, то в IFTE-2021 больше был связан с проблемой адаптации к онлайн-образованию.
Наряду с самыми волнующими вопросами – цифровизация образования, дистанционное обучение и использование онлайн-технологий – участники форума обсудили комплекс вопросов, связанных со спецификой работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Хотелось бы отметить выступление представителей главного научного учреждения России в области коррекционной психологии о том, как изменяется система образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Самое главное это максимальное включение таких детей в социальную и образовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками.
Статистика распространения инклюзии Дифференцированный стандарт позволил обеспечить части детей с темповой задержкой развития, которые ранее не попадали в фокус внимания специалистов и обучались по массовым программам, специальные образовательные условия. Проще говоря, таким детям теперь могут предоставляться наиболее подходящие для них образовательные маршруты к началу школьного обучения.
Но работа с особыми детьми требует и особо подготовленных педагогов. А здесь, к сожалению, есть много назревших проблем, которые требуют решения. Проведенные институтом опросы показали, что в школах страны недостаточно подготовленных педагогов, владеющих специфическими средствами и методами обучения.
Кроме того, хотелось бы отметить актуальную тему«О киберсоциализации и киберпедагогике в пандемию COVID-19», освещённую на форуме.
Была отмечена необходимость выделения киберсоциализации как отдельного вида социализации,новых приёмах, средствах и возможностях киберпедагогики,возможностях воспитания нравственных качеств у студентов посредством ресурсов киберпространства,проблемах перманентного использования технологий и засилия гаджетов в повседневной жизнедеятельности,страшном тренде-мифе на отказ от очного образования,возможностях и пользе цифрового детокса,ставке на креатив в рамках теоретической и практической подготовки, а также личностно-профессионального развития студентов,сохранении человеческого в отношениях и взаимодействии,и многое другое.
На этом форуме успешно прошел мой мастер-класс "Постмодернистская психология и педагогика как основание развития творческой составляющей учебного процесса" . Он был посвящен моим монографиям "Основы постмодернистской психологии" ( 2015) и "Основы постмодернистской педагогики" (2021).
Как должны трансформироваться педагогика и образование в условиях значительной трансформации и разрушения всяческих смыслов и ценностей учащихся, вызванных новыми реалиями и раздвоением между реальным и виртуальным? Каким образом это раздвоение трансформирует психику учащихся, их интеллектуальную и эмоционально-волевую сферу? Как трансформировать педагогику в таких изменившихся условиях? Было показано, что только педагогика, в которой применяются постмодернистские подходы, способна отвечать вызовам современности. Особое внимание было уделено развитию творческих и креативных способностей учащихся в эпоху постмодернизма.
Насколько отсутствие условий для воображения детей, которое вызвано эпохой постмодернизма, то есть погружением их в фантастические виртуальные миры игр и фильмов, негативно влияют на развитие их образной интуиции и мышления? Насколько условия, благодаря которым ребенку уже не надо фантазировать и воображать, а надо всего лишь пассивно воспринимать кем-то сделанную воображаемую живую картинку, влияют на его способность фантазировать и воображать?
Если это негативное влияние инструментов и "костылей" души, то есть, неживые психические протезы психики школьника , живущего в эпоху постмодернизма уже блокирует развитие воображения, то есть основание для творчества в науке и искусстве, то вскоре мы получим поколение дегенератов, эдаких юзеров всяческих игр и фильмов. Эти юзеры будут "ходить" по миру на "костылях" Интернета и превратятся в существ с мозговыми протезами, которые пока находятся вне мозга, хотя позднее, благодаря чипированию этот процесс инвалидизации Человека может усилиться.
Прибавьте к этому аддикции, то есть, зависимость к такому пассивному пожиранию живых картинок, при котором не развивается эмоционально-волевая сфера.
Мир превращается в людей, пассивно пожирающих чьи-то живые воображаемые картинки. По сути, живёт в зависимости от этих живых картинок, игнорируя процессы воображения, которые когда-то возникали в процессе восприятия текстов из букв и слов. Сейчас люди все больше погружаются в мир готовых живых образов и картинок, не воображая и не представляя себе ничего.
И всё-таки, хочется верить, что даже в процессе восприятия живых картинок, при котором не работают процессы воображения и представления, подключаются хоть какие-то мыслительные процессы отношения к этим живым картинкам. Впрочем, когда к наркоману или игроману приходят образы опьянения или выигрыша, они вряд ли как-то критически оценивают эти картинки? Они просто радуются этим образам, пребывая в пассивном наблюдении за ними, как те же современные юзеры живых картинок игр и фильмов.
Необходимо признать, что наши школьники все глубже погружаются в условия , при которых постепенно исчезает возможность развивать свои различные составляющие мышления: интуиции, воображения, анализа, рассуждения и др. Психика школьников все больше и больше энергии затрачивает на пассивные и безвольные процессы переживания живых картинок.
Постмодернистская педагогика, в первую очередь должна в себя включать программу профилактики от этих наметившихся деградационных процессов.
Мировая тенденция идёт к тому, что мир начинает делиться на массу пассивных людей-потребителей (юзеров) и небольшую часть активных и творческих созидателей
( креативщиков). От этих процессов будет зависеть судьба разных стран и их научно-творческий потенциал. От локализации талантливых ученых, программистов и т.п. будет зависеть многое. Какую роль будет играть Россия в этом отношении? Роль сырьевой страны-деградантки или сильного субъекта наукоёмких технологий?
(См. видеоканал "Психолог Рамиль Гарифуллин"
Доцент Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин