Для меня интереснее было наблюдать не за чемпионатом Европы по футболу- 2021, а за самими россиянами-болельщиками. Этот чемпионат был тестом на то, какие мы россияне. Мои наблюдения показали, что большинство россиян не имеют диспозиции, то есть, способности иметь заранее подготовленный алгоритм поведения на случай неудачи и отсутствия успеха. Даже несмотря на то, что наш футбол - хронически проигрывающий футбол и изначально было явно видно, что наши футболисты значительно уступают бельгийцам и датчанам, россияне всегда верят в чудо, верят на "авось" , верят тогда, когда нет оснований, чтобы верить. Верят настолько, что не рассматривают варианты своего поведения на случай неприятного итога. Ожидание приятного ослепляет сознание. Именно это слепое ожидание и становится основанием куража, азарта и острых ощущений. Это код нашей ментальности.
Поэтому не стоит удивляться тому, что этой ментальностью пропитаны были и наши футболисты. Они не смогли достойно проигрывать. У них также не было диспозиции на случай обреченного проигрыша. Поэтому я всегда восхищался фигуристам, которые после падения, сразу же могут встать и сделать удачный четверной тулуп. Это диспозиция! Наши футболисты после падения ещё больше падают. Они не имеют в себе сформированной диспозиции на падение!
Почему наш футбол не просто уступает мировому уровню футбола, а значительно уступает? Этот вопрос не моей компетенции.
Мне интересна иная проблема: почему россияне несмотря на отсутствие оснований для успеха, всегда хронически верят в успех? Мы должны учиться быть профессионалами без всяческих эмоций и Веры в чудо! А футболисты должны показывать достойный мирового уровня футбол, независимо от неудачи, от эмоций. Но, увы, такого футбола пока нет в России, но это опять-таки проблема не моей компетенции.
Доцент Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин
Обращаем внимание, что все материалы в этом блоге представляют личное мнение их авторов. Редакция SecurityLab.ru не несет ответственности за точность, полноту и достоверность опубликованных данных. Вся информация предоставлена «как есть» и может не соответствовать официальной позиции компании.