А может мы, в конце концов, говорим о языке, а не о когнитоме.
Исследования показывают, что есть отдельные когнитивные нейроны кролика, реагирующие на правую педаль . Это линкеры - отдельные информационные нейроны, принимающие сложную информацию ( цвет, субъективный образ и т. д.) В конце концов, гиперсеть из линкеров порождает высший этап когнитивного процесса - обобщение и абстракции.
Линкеры - это посредники между когами. Потом линкеры превращаются в коги и у этих новых когов появляются свои новые более высшие с прежними линкеры.
Язык порождается когнитомом? Или когнитом порождает язык? Язык как культура развивается вне мозга на различных внешних носителях. Есть речь. Она звучит вне мозга для субъектов.
Язык через интериоризацию и экстариоризацию развивает мозг.
Гиперсеть - это не нейроны, это совокупность когнитивных процессов, функций, способностей, субъективного опыта. По сути, это информационная гиперсеть. Но носителем этих процессов являются якобы только нейроны. Но только ли нейроны? Нужно помнить, что гены нейронов находятся и вне нейронов. Они присутствуют вне нейрона, в мозгу, в организме.
Гиперсеть в лучшем случае может родить лишь когнитивные процесс - мышление, но субьективная реальность - это не только когнитивных процессы и мышление, это нечто широкое - психическое. Есть иные составляющие психических процессов, которые наполняют нашу субъективную реальность психическим содержанием. Психическое пространство сознательных и бессознательных процессов ощущения, восприятия, ценностей, являющиеся основой нашей субъективной реальности, не всегда являются результатом лишь когнитивных процессов. Это нечто большее, которое жизнеутверждающим образом привязывает нас к жизни. Субьективная реальность это не только когнитивные процессы.
Существуют бессознательные когнитивные процессы как деятельность мозга , в котором наше осознавание не принимает участие. Но именно эти процессы протекая без нашего участия порождают процесс, благодаря которому мы открываем себя и начинаем знать о своём существовании.
То есть, сначала существует познающая себя субстанция - мозг, и она эволюционирует в своём этом познании настолько, что выходит на новый этап познания, приводящий к открытию в себе процессов сознания, а позднее, осознавания. Таким образом, рождается наблюдатель - наше Я, способное оценивать то, что вне его, то есть, оценивать не только внешний мир, но и мир внутренний, в частности, сам процесс познания.
Неужели, наше Я лишь продукт бессознательных когнитивных процессов? Вряд до это так! Психические процессы это не только когнитивные и познавательные процессы. Это нечто большее! Эмоциогенные процессы также эволюционно развиваются в мозге, но их часто игнорируют при разработке теорий возникновения сознания и осознания .
Эмоциогенные процессы это качественно иные процессы, чем когнитивные и познавательные процессы, но именно они являются также основанием формирования нашего психического мира или субъективной реальности. Но, увы, в теории когнитома, эмоциогенные процессы не представлены. Вероятнее всего, существуют не только специфические когнитивные, но и эмоциогенные специфические нейроны, которые являются основанием формирования в мозгу эмоционального интеллекта.
Именно поэтому нами разработана теория экзистома, вбираюшая в себя смысловые мозговые структуры - экзисты, содержащие в себе эмоциогенные мозговые структуры и образования. Теория экзистома вбирает в себя не только когнитом, но и эмоциогеном. Согласно концепции экзистома , мозговые образования - экзисты имеют не только когнитивную составляющую, но и эмоциогенную.
Нужно помнить, что наша субъективная реальность и наш психический мир это прежде всего результат эмоциогенных процессов, и только потом когнитивных процессов. Привязка к жизни всего живого связана с позитивной и жизнеутверждающей эмоциогенностью. Именно она, в частности, является основой образования в нас жизнеутверждающей субъективной реальности.
Исследования, проведённые мною показали [2, 3, 4, 8], что результатом когнитивного опыта в конечном итоге всегда является формирование некоей окончательной свёртки опыта в форму некоей мозговой структуры, коррелятом которой в пространстве субьективного мира, является смысл, как составляющая смысловой структуры человека. Не когнитивный опыт как таковой фиксируется благодаря пластичности мозга, а только такой опыт, который созрел до способности к свёртке в форме ключевого смысла - экзиста, который впоследствии и становится одной из составляющих экзистома, как совокупности различных экзистов. Не когнитивный опыт проявляет себя в коннектоме мозга, а экзисты. Не всякий когнитивный опыт становится содержимым экзистома, а только тот, который дозревает до уровня экзиста, то есть, к способности к свёртке.
Именно благодаря ключевым смыслам, существуют соответствующие ключевые коды и информации, которые способны основательно изменить психические процессы, вызвать трансформации психики. [3,8 ]. По сути своей, экзистом является совокупностью ключевых экзистов, на основании которых имеет место феномен сущности человека и личности.
Именно благодаря гиперсетевой структуре экзистома становится возможным возникновение новообразований в психическом контенте человека, так как в экзистоме содержатся экзист-операторы изменчивости. Благодаря экзист-операторам изменчивости психический мир изменяется в изменяющемся мире. Исследование механизмов деятельности экзист-операторов изменчивости позволит в будущем прогнозировать во времени трансформации психического контента, то есть, содержимого субьективного мира человека. Все эти возможности отсутствовали в концепции когнитома.
Коннектом как некая поверхностная регистрация системы активности групп нейронов и функциональных систем нейронов требует отдельной математической обработки, чтобы из коннектома выделять и фильтровать структуры, являющиеся основанием образования экзиста.
Механизмы процессов пластичности памяти, обусловленные самосборкой конформационных структур белков мозга и более сложных молекулярных машин мозга, лишний раз подтверждают молекулярную природу процессов свёртки когнитивного опыта до уровня экзиста. Нами показано, что намного продуктивнее рассматривать когнитивные процессы мозга на уровне сетей молекулярных машин и молекулярных систем, а не на уровне нейросетей. Развивать это направление лучше всего, благодаря нанопсихологическому подходу, разработанному нами в рамках обоснованной нами нового направления - нанопсихологии, как науки изучающей корреляции между управляемыми молекулярными процессами мозга и психическими процессами в режиме «здесь и сейчас» [ 5,6,7, 13 ]. Это становится возможным, благодаря внедрению в мозг управляемых извне искусственных наночастиц [5,6,7, 13].Внедрение управляемых наночастиц в мозг с целью активизации в нём специализированных нейронов или специализированных групп нейронов, ответственных за целостное восприятие или ментальные психические процессы, может стать перспективным для восстановления утраченных психических функций [6] . Поэтому у нанопсихологии, как новой науки много перспектив
Не с проста Э.Гуссерль утверждал, что между реальностью и сознанием есть пропасть смысла. А пропасть между структурами мозга и субьективным миром человека также является пропастью смысла. И эти смыслы нужно глубоко исследовать как на уровне мозга, то есть на уровне экзистов, так и на уровне субьективного мира человека. В результате этот мостик между мозгом и субьективным миром человека будет построен на основании промежуточной материи как результата синтеза экзистов мозга и смысловых структур субьективного мира человека.
Именно экзистом со своей специализированной гиперсетевой и уникальной системой нейронов, а также функциональной системой нейронов является нейробиологическим и молекулярно-машинным основанием феномена вторичного отражения первично отраженной информации - феномена рефлексии, благодаря которой возникают осознающие существа, имеющие свое субьектное и смысловое отношение не только к миру, но и к самим себе [ 11,12, 13 ] .И это не менее актуально, по сравнению со знанием нашего уникального генома. По сути своей, мною создана экзист-гиперсетевая молекулярно-машинная модель возникновения смыслового отношения человека не только к тому, что находится вне его, но и к самому себе. С одной стороны, исследование экзистов, будут бесконечно близко подходить к нашим смыслам, а с другой, стороны наши смыслы будут близко подходить к экзистам. И в точке сингулярности, они сойдутся. Это и будет мостиком между нашим субъективным миром и мозгом.
Наше Я - это наш уникальный экзистом!
Библиография:
1. Анохин К.В. Когнитом : алгоритмическая теория высших функций мозга,
Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И. П. Павлова. Санкт-Петербург, 2023. С. 7.
2. Гарифуллин Р.Р. Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция (монография) Йошкар-Ола: Марийский полиграф. издат. комбинат, 1997. - 400с.
3. Гарифуллин Р.Р. Кодирование личности от алкогольной и наркотической зависимости. Манипуляции в психотерапии (монография). Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 256 с.
4. Гарифуллин Р.Р. Психокоррекция смысловых структур наркозависимой личности. Автореферат диссертации, Казань, 2000, - 26 с.
5. Гарифуллин Р.Р. Нанопсихология как новая наука. Нанофилософия как новое мировоззрение. // Человек перед лицом глобального вызова/ Философское общество Татарстана.- Казань, 2006.- С. 101-106.
6. Гарифуллин Р.Р. Нанопсихология как новое основание когнитивной науки //Актуальные проблемы современной когнитивной наук: Материалы седьмой всероссийской научно-практической конференции с международным участием.- Иваново, 2014.- С. 23-24.
7. Гарифуллин Р.Р. Нанопсихология как новая наука. Нанофилософия как новое мировоззрение//
8. Гарифуллин Р.Р. Основы постмодернистской психологии.- Казань: ИПК «Бриг», 2015. 196 с.
9. Гарифуллин Р.Р. Нанопсихология как новая наука // Феномены природы и экология человека: Сборник трудов и материалов пятого международного симпозиума.- 2008, с.134-140.
10 .Garifullin R.R.(2018) Postmodern psychology of personality. Revista de Ciencias Humanas y Sociales, Opcion, Ano 34, Especial №14. 380-393
11. Гарифуллин Р.Р. Я и прото-Я. Философско-психологические основы рефлексии. Монография — Казань, — 2019:
12. Garifullin R.R. I and proto-I. Philosophical and psychological foundations of reflection. Monograph. — Kazan: IPK "Brig", 2019.:
13. Ramil Garifullin. About the Nanotechnological Approach to The Brain. International Journal of Biomed Research. 2023. 2(4): DOI:10.31579/2834-8087/025:
Доцент института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук
Рамиль Гарифуллин
см. курс видеолекций ( около 100) Р. Р. Гарифуллина : "Когнитом и экзистом : мозг и субъективный мир, связь и валидность, методология, нанопсихология"| Р. Р. Гарифуллин :