"Я просто выполнял приказы" – эта фраза эхом отражалась в залах Нюрнбергского процесса. Можно ли действительно заставить обычного человека причинить боль другому, просто попросив его об этом? В 1961 году молодой психолог Стэнли Милгрэм решил найти ответ на этот вопрос, создав одну из самых противоречивых лабораторий в истории психологии.
Как рождалась идея эксперимента
Стэнли Милгрэм был сыном еврейских эмигрантов, переживших ужасы Холокоста. С детства он слышал рассказы о расстрелах и концлагерях, где многие обычные люди служили частями «машины смерти», лишь потому что «так приказало начальство». Милгрэма мучил вопрос: действительно ли у германской нации есть некая особая склонность к послушанию или же подобное может случиться в любой стране?
Сначала Милгрэм намеревался отправиться в Германию, чтобы проверить свои гипотезы в «стране Гитлера», а затем сравнить результаты с американскими. Но уже первые опыты, проведённые в Йельском университете, показали настолько поразительные результаты, что дальнейшие поездки стали не нужны. Оказалось, что не существует «немецкого фактора» или «особой национальной послушности»: даже в демократических Соединённых Штатах люди могли подчиняться пугающим приказам, если их просили об этом с «весомым» авторитетом.
Тогда психолог решил сконструировать эксперимент, способный максимально точно воссоздать ситуацию, где участники должны были «причинить боль» другим по указке ведущего. Методика была доведена до совершенства — так, чтобы любой, кто соглашался участвовать, верил в реальность происходящего и ощущал свою личную ответственность за действия.
В подвале Йельского университета был создан своеобразный театр, где главным реквизитом стала панель управления электрическими разрядами. На простое объявление откликнулись десятки и десятки добровольцев, привлечённых обещанными 4 долларами (эквивалент примерно 35 долларов сегодня). Эта сумма вряд ли могла кому-то серьёзно помочь, но обещала интересный эксперимент и возможность хоть немного приобщиться к научной работе. Среди желающих были и почтальоны, и учителя, и священники, и домохозяйки.
Механика «подчинения»: учитель, ученик и рычаги
Чтобы участники поверили в серьёзность эксперимента, Милгрэм устраивал показательную жеребьёвку: якобы решалась судьба — кто станет «учителем», а кто «учеником». На самом деле она была подстроена: все «настоящие» добровольцы неизменно попадали в роль «учителя», а «учеником» становился актёр.
«Учителю» наглядно демонстрировали, как к «ученику» крепят электроды, и сами давали ему небольшой (но реальный!) разряд в 45 вольт. Так добровольцу внушали, что всё серьёзно: если он увеличит напряжение, «ученик» может испытать настоящую боль. При этом сам «учитель» получал во время эксперимента только словесные команды от ведущего, который стоял рядом в сером лабораторном халате и, казалось, обладал непререкаемым статусом.
Управляющая панель имела 30 переключателей, каждый повышал напряжение ещё на 15 вольт. Милгрэм предусмотрел даже психологические нюансы: мелкий шрифт, «страшные» подписи вроде «сильный шок» или «опасное напряжение», а на самом высоком уровне — зловещее «XXX». При каждом нажатии раздавался чёткий щелчок, чтобы у участника не оставалось сомнений в неизбежном нарастании «наказания».
Стоило «ученику» сделать ошибку, «учитель» обязан был переместить рычаг на следующую отметку. Реакции «ученика» были заранее записаны и тщательно срежиссированы: слабые стоны при 75 вольтах, громкие жалобы при 120, агонизирующие крики ближе к 285 и полная тишина после 330. Участник должен был принять решение: верить в реальность боли или сомневаться, подчиняться «серому халату» или всё же остановиться.
Голоса за стеной и четыре слова власти
Одной из важнейших деталей эксперимента стал «эффект присутствия авторитета». Сам Милгрэм был достаточно скромен, поэтому в роли ведущего выступал другой человек, на вид похожий на «лаборанта» или «учёного». Сначала предполагалось, что костюм будет белым — как у классического врача или исследователя, — но психологи решили, что серый цвет вызывает меньше ассоциаций с медициной и больше с государственными или военными структурами, внушая ещё более строгую формальность.
Когда «учитель» начинал сомневаться, экспериментатор произносил четыре заранее заготовленные фразы, причём каждая звучала всё более настойчиво: «Пожалуйста, продолжайте», «Эксперимент требует, чтобы вы продолжали», «Совершенно необходимо, чтобы вы продолжали» и, наконец, «У вас нет другого выбора, вы должны продолжать». Эти слова стали классикой в психологии власти: короткие, но внушающие мысль о неотвратимости дальнейших действий.
Многие участники были в состоянии сильного стресса: они смеялись нервным смехом, потели, смущённо отводили глаза или же начинали выбалтывать неуместные фразы — всё ради того, чтобы снять внутреннее напряжение. Один человек неожиданно перешёл на идиш, хотя в обычной жизни, возможно, никогда не пользовался этим языком. Другой спасался повторением детской песенки «Old MacDonald Had a Farm», переключая всё более высокие разряды. Казалось, страх и чувство вины находили самые необычные выходы.
От шокирующих цифр к современным параллелям
Перед запуском опытов Милгрэм консультировался с коллегами, среди которых были и психиатры. Те утверждали, что только 1–2% «садистов» могут «протянуть» до конца и продолжать нажимать на кнопки, несмотря на крики «ученика». Но когда эксперимент был завершён, на свет появилась цифра в 65% — именно столько участников дошли до максимума в 450 вольт. Сам Милгрэм позже признавался, что хоть и предполагал высокий процент послушания, но такого результата не ожидал и он сам.
За время серии опытов (а их было 18 различных вариаций) психолог обнаружил любопытную закономерность: если экспресс-«лаборант» настаивал на продолжении жёстко и лично (то есть находился в одной комнате с участником), то вероятность послушания взлетала. Когда же приказы звучали по телефону или давались человеком, находящимся далеко, число подчинявшихся резко падало. А если присутствовал «второй учитель» (подставной актёр), который демонстративно отказывался выполнять указания, то у настоящего добровольца появлялся мощный пример для неподчинения.
Публикация результатов вызвала бурю эмоций в научном сообществе и за его пределами. Милгрэма обвиняли в неэтичном подходе к людям, которым пришлось пройти через психологическую травму, считая, что они реально мучили другого человека. Но многие участники, наоборот, говорили, что эксперимент стал для них важным жизненным уроком, научившим ценить личную ответственность и понимать, как легко можно попасть под давление авторитета.
Прошли десятилетия, и новые исследования продолжили проверять, актуален ли эффект Милгрэма в наше время. В 2009 году во Франции в формате телевизионного реалити-шоу провели похожий эксперимент: участники «наказывали» человека, сидящего в «электрическом кресле», а в студии их подстёгивали аналогичными командами. Результат оказался ещё более пугающим: 81% дошли до максимального уровня. И хотя эта цифра могла быть искажена эффектом телевидения и массового шоу, она всё равно свидетельствует о том, что склонность подчиняться сильным авторитетам никуда не исчезла.
С развитием интернета и социальных сетей параллели только усилились. Вместо физических «лаборантов» выступают инфлюенсеры, крупные медиа и анонимные администраторы сообществ, которые порой дают «команды» своей аудитории, провоцируя травлю отдельных людей или пропагандируя сомнительные идеологии. Исследователи из Польши даже создавали виртуальную версию эксперимента, где добровольцы с помощью VR-очков «наказывали» цифровой аватар. Несмотря на явную искусственность, эффект подчинения оставался пугающе высоким.
Уроки и предупреждения
Эксперимент Милгрэма нередко называют одним из величайших психологических открытий XX века, ведь он заставляет переосмыслить, насколько хрупка наша свобода воли. Оказывается, зло не обязательно кроется в намерении причинить боль — порой достаточно находиться в ситуации, где человек чувствует обязанность «просто выполнить приказ». Тогда и рождаются оправдания: «Так было надо», «Меня заставили», «Это не моя ответственность».
Но в этой мрачной перспективе скрыта и точка света: ведь не все шли до конца. Милгрэм указывал, что каждый раз находились те, кто твёрдо говорил «нет», снимая наушники или просто вставая и уходя. Интересно, что отказы в эксперименте зачастую не сопровождались громкими лозунгами или возмущёнными тирадами — люди просто уходили, тихо, но решительно. И это показывает, что каждому из нас доступна возможность остановить несправедливость, если мы осознаём собственную ответственность и не желаем перекладывать её на «приказы сверху».
Сегодня, когда социальные сети заменили лабораторные коридоры, а «серые халаты» трансформировались в знаки верификации и большие числа подписчиков, уроки Милгрэма остаются более чем актуальными. Стоит спросить себя: когда мы ставим лайк или присоединяемся к агрессивному обсуждению, не нажимаем ли мы на ту самую «красную кнопку» только потому, что этого ждут от нас «авторитеты»?
Именно осознанность, критическое мышление и готовность вслух сказать «стоп» могут уберечь нас от превращения в орудия чужой воли. Эксперимент Милгрэма — это не мрачная история о том, как «все люди злы», а предупреждение о том, как легко можно стать частью процесса причинения боли, даже не осознавая этого в полной мере. И если мы будем помнить об этом, то, возможно, во многих ситуациях найдётся человек, который скажет «нет», когда другие покорно тянут за рычаг.