Не секрет, что настройки сложности в видеоиграх далеки от совершенства. Многие производители все еще ломают голову над тем, какие решения будут самыми оптимальными: не слишком простыми и не слишком хардкорными. В то время как некоторые игры, такие как Elden Ring и Monster Hunter Rise, вообще отказываются от этого выбора, есть более эффективный подход к настройкам, который почему-то часто игнорируется.
Динамическая сложность: почему она подойдет всем
Динамическая настройка — это форма балансировки игры, которая позволяет ей автоматически увеличивать или снижать уровень сложности в зависимости от производительности игрока. Это означает, что при улучшении игры ее сложность будет расти. Аналогично, динамическая сложность позволяет игре снижать уровень сложности, если вы испытываете трудности с продвижением.
Игра сама адаптируется к уровню навыков игрока, создавая опыт, доступный как для новичков, так и для заядлых геймеров. Можно сказать, динамическая сложность дает возможность каждому насладиться одним и тем же продуктом, независимо от того, хотите ли вы испытать свои навыки на прочность или просто весело провести время.
Лучшие игры используют динамическую сложность
Хотя гибкие настройки используются всего в небольшом числе релизов, они сыграли значительную роль в формировании некоторых из лучших видеоигр всех времен.
Resident Evil 4
Resident Evil 4 — один из самых известных примеров. Игра использует скрытую систему подсчета очков, которая постоянно увеличивается и уменьшается в зависимости от вашей производительности в бою. Этот счет будет побуждать игру переключаться между шкалой сложности, которая варьируется от 1 до 10 (1 — самый легкий, 10 — самый сложный).
Стандартное прохождение начинается на уровне 6. Однако по мере увеличения этого показателя за счет успешного уничтожения врагов и избегания атак ваши противники будут становиться сильнее, действовать более агрессивно и появляться большими группами. Аналогично, промахи и повторяющаяся смерть будут снижать уровень.
Resident Evil 4 также демонстрирует, что динамическая сложность и традиционные настройки — вовсе не взаимоисключающие вещи. Наряду со стандартным выбором сложности, все версии игры включают «профессиональный» режим, который можно разблокировать по желанию. Он фиксирует сложность на уровне 10.
Позднее порты игры ввели «Легкий» режим, который предлагает более снисходительный вариант динамической системы. Ранги в ней поднимаются медленнее. Со времен выхода Resident Evil 4 практически каждая игра серии Resident Evil использовала вариант этой адаптивной шкалы, включая ремейк 2023 года.
God Hand
God Hand от Clover Studio. Здесь индикатор сложности повышается по мере ваших успехов в бою и падает, если вы получаете урон. Шкала сложности имеет 4 уровня, с максимальным — «Level Die». Чем выше уровень сложности, тем более агрессивными становятся враги, но и награды за их победу становятся ценнее.
Однако God Hand — одна из самых сложных игр, и даже на низких уровнях вас ждут серьезные испытания. Если игра становится слишком трудной, вы можете «умолять» врагов снизить сложность, чтобы продолжить прохождение.
Кроме того, доступны классические режимы сложности:
- «Легкий» режим: убирает третий и четвертый уровни сложности.
- «Тяжелый» режим: фиксирует сложность на максимуме — «Level Die».
Left 4 Dead
Left 4 Dead от Valve — еще один пример удачного применения динамической сложности. В игре используется система под названием AI Director, которая адаптирует сложность в реальном времени в зависимости от действий игроков. Если команда легко справляется с противниками, игра увеличивает количество врагов, делает их более агрессивными и добавляет неожиданные события, чтобы создать дополнительное напряжение.
Однако если игроки сталкиваются с трудностями, система автоматически снижает количество врагов и увеличивает частоту появления полезных предметов, таких как аптечки и боеприпасы.
Подводные камни динамической сложности
Несмотря на свою эффективность, динамическая настройка до сих пор не получила широкого распространения. Многие разработчики предпочитают придерживаться традиционных настроек или вовсе обходятся без них. На это есть несколько причин, которые заставляют создателей игр оставаться верными проверенным методам:
- Проблемы с балансом игры: в некоторых случаях динамическая сложность действительно ухудшает игровой процесс. Например, в Max Payne ваша меткость и здоровье постепенно снижаются, если вы играете слишком хорошо. Ощущается как наказание за хороший геймплей.
- Ошибки в реализации масштабирования: в The Elder Scrolls IV: Oblivion динамическая сложность была реализована через масштабирование уровней. По мере прокачки вашего персонажа враги становились сильнее, что могло привести к ситуации, когда даже простые противники превращались в серьезную угрозу. То есть вместо того чтобы облегчать игру, алгоритмы усложняли ее, создавая дисбаланс.
- Многопользовательские игры и несправедливость: даже платформеры эта проблема не обошла стороной. В Mario Kart 8 система динамически определяет, какие предметы вы получите из ящика, в зависимости от вашего места в гонке. Если вы находитесь в последних рядах, игра подбрасывает вам более мощные бонусы, чтобы помочь догнать лидеров. Это делает гонку менее предсказуемой, но все-таки обидно за тех, кто действительно играет хорошо, даже без бустов.
Почему разработчики избегают динамических настроек
- Сложность разработки: создание и тестирование систем динамической сложности требует много ресурсов. Нужно учесть множество сценариев, чтобы в какой-то момент игра не стала чересчур хардкорной или, наоборот, неинтересной.
- Предсказуемость: традиционные уровни сложности позволяют игрокам заранее выбрать подходящий вызов и сохраняют баланс на протяжении всего прохождения. Выбирая уровень самостоятельно, вы берете ответственность за все победы и проигрыши на себя. А разработчики умывают руки :)
Почему динамическая сложность по-прежнему лучше
Даже со своими недостатками, динамическая настройка все еще хороша. Когда она работает так, как задумано, игра точно подстраивается под ваши предпочтения, обеспечивая опыт, соответствующий замыслу создателей. К тому же, по мере совершенствования вашего мастерства, каждое прохождение будет ощущаться по-новому. Хотя очевидно, почему гибкая система до сих пор редко встречается в играх, будем надеяться, что больше разработчиков дадут ей шанс в будущем.