Правовая война с даркнетом: как страны пытаются контролировать анонимные сети

Правовая война с даркнетом: как страны пытаются контролировать анонимные сети

Итак, мы давно уже выяснили, что даркнет изначально задумывался как пространство, где пользователи могут сохранить высокий уровень конфиденциальности и обмениваться информацией без жесткого контроля. На практике же он стал приютом не только для правозащитников и гражданских активистов, но и для подпольных рынков, где покупают и продают нелегальные товары и услуги. В последние годы многие страны осознали, что стандартных норм для борьбы с киберпреступностью недостаточно — необходимы целевые законы и скоординированные усилия правоохранителей. Разберемся, какие инициативы существуют в США, ЕС, Великобритании, Австралии и России, и какие реальные операции были проведены в последние годы.

США: от Computer Fraud and Abuse Act до новых инициатив

В Соединенных Штатах не существует единого закона, направленного исключительно на даркнет. Исторически борьба с киберпреступностью строилась на ряде правовых актов, главный из которых - Computer Fraud and Abuse Act (CFAA). Он принят в 1986 году и многократно дополнялся. Дает возможность привлекать к ответственности за несанкционированный доступ к компьютерам и сетям. В делах, связанных со взломами или мошенничеством в анонимных сетях, правоохранительные органы часто опираются именно на него.

Одним из первых громких событий в сфере международной координации стала Операция Onymous (2014), в которой ФБР и Европол совместно закрыли свыше 400 сайтов в Tor, связав их с незаконной деятельностью. Этот успех показал, что анонимность не является абсолютным барьером для силовых структур. Позднее Соединенные Штаты активно поддерживали и другие скоординированные кампании, уже на базе более поздних методик расследования.

В 2023–2025 годах в Конгрессе обсуждают сразу несколько законопроектов, которые могут усилить контроль над анонимными сетями:

  • EARN IT Act (переиздание 2023). Проект, призванный бороться с незаконным контентом (включая материалы о детской эксплуатации). Критики считают, что он вынудит IT-компании ослаблять или отключать сквозное шифрование и открывать доступ к переписке.
  • RESTRICT Act (2023). Изначально нацелен на контроль иностранных приложений и технологий, но широкие формулировки позволяют распространять его и на анонимные решения (Tor, I2P). В случае принятия госорганы смогут блокировать определенные сервисы.

Также усиливается международное сотрудничество. В мае 2023 года ФБР и Европол объявили об успехе Operation SpecTor — закрытии крупных даркнет-маркетплейсов в разных регионах мира. В апреле того же года состоялась Operation Cookie Monster, где американские и европейские ведомства совместно пресекли деятельность площадок по продаже украденных учетных данных. В конце 2023 года ФБР совместно с Министерством юстиции разработали внутренние инструкции по отслеживанию криптовалютных транзакций в даркнет-сегменте, что дало возможность собирать более убедительные доказательства для суда.

Европейский Союз: директивы и новые регламенты

В Евросоюзе киберпреступность исторически регулировалась совокупностью правовых актов, важной точкой стала Директива о нападениях на информационные системы (2013/40/EU), направленная на противодействие незаконному доступу к компьютерным ресурсам, распространению вредоносного ПО и схожим преступлениям. Косвенно эта директива затрагивает и нелегальные операции в даркнете, давая полицейским структурам ЕС правовую базу для расследований.

В 2014 году Европол активно участвовал в упомянутой выше Операции Onymous, вместе с ФБР закрывая нелегальные площадки в Tor. В последующие годы европейские страны внесли значительные изменения в собственные уголовные кодексы, чтобы адаптировать их к анонимным сетям. На волне расширения союзных норм в 2020-х годах возникли:

  • e-Evidence Regulation (2023–2024). Предполагает упрощенный трансграничный доступ к данным. Если регламент будет принят в полном объеме, провайдерам анонимных сервисов, криптомиксерам или хостингам скрытых площадок придется выполнять запросы правоохранителей из разных стран ЕС.
  • Digital Services Act (DSA). Вступает в силу поэтапно с 2022 по 2024 год. Обязывает платформы пресекать незаконный контент. Хотя формально DSA ориентирован на открытый интернет, новые правила теоретически могут требовать дополнительной ответственности и от провайдеров, поддерживающих скрытые сервисы.
  • Предложение о противодействии сексуальной эксплуатации детей (Child Sexual Abuse Regulation, 2023). Если будет принято без изменений, оно может обязать площадки отслеживать зашифрованную переписку, что затронет и пользователей анонимных сетей. Критики называют подобные меры чрезмерным вмешательством в приватную жизнь.

Помимо нормативных актов, продолжились и совместные операции: в 2022–2023 годах Европол вместе с ФБР и национальными ведомствами ряда стран ликвидировал несколько крупных подпольных маркетплейсов. В марте 2023 года состоялась масштабная акция против сервиса ChipMixer, позволявшего скрывать платежные следы. Также Еврокомиссия обсуждает идею общей базы подозрительных криптокошельков для пресечения отмывания денег (AMLA).

Наконец, начиная с 2024 года, внутри ЕС рассматривают перспективу создания централизованного координатора по цифровой безопасности, который бы помогал национальным полицейским органам с операциями в анонимных сетях.

Великобритания: от Snoopers Charter до Online Safety Bill

Великобритания начала активно участвовать в глобальной борьбе с даркнетом с середины 2010-х годов. В 2016 году был принят Investigatory Powers Act, известный как Snoopers Charter, наделивший спецслужбы и полицию расширенными правами по сбору интернет-метаданных. IPA позволяет госорганам требовать у провайдеров предоставления данных о трафике и метаданных. Хотя о даркнете там прямо не говорится, инструменты перехвата и анализа могут распространяться и на Tor.

Позднее стало очевидно, что нужно более широкий закон, регулирующий ответственность платформ, особенно в вопросах вредного контента. Так возник Online Safety Bill, который как раз задуман для усиления ответственности интернет-компаний за нелегальные материалы и защиту пользователей. В некоторых версиях документа упоминались положения, дающие возможность властям требовать от сервисов снижать уровень шифрования, если оно препятствует следствию.

Параллельно британские судебные органы продолжают жестко наказывать администраторов нелегальных сайтов в Tor. В ходе национальных операций к началу 2024 года возбуждено свыше десятка дел, связанных с торговлей наркотиками и мошенничеством в даркнете. При этом Великобритания часто сотрудничает с Европолом и США: показательный пример — участие в Operation Cookie Monster, где были арестованы лица, продававшие скомпрометированные аккаунты.

Министерство внутренних дел настаивает на корректировках IPA в будущем, чтобы быстрее реагировать на всплески нелегальной активности в анонимных сетях. Отдельно рассматривается идея создать при Национальном агентстве по борьбе с преступностью (NCA) спецподразделение, полностью сфокусированное на расследованиях в скрытом сегменте интернета.

Австралия: линия на доступ к шифрованию

Австралийские власти известны жесткой позицией по отношению к шифрованным сервисам и анонимным сетям. Ранний пример - Telecommunications and Other Legislation Amendment (Assistance and Access) Act 2018. Обязывает компании (включая мессенджеры и разработчиков программного обеспечения) содействовать правоохранительным органам при расследовании тяжких преступлений, даже если это подразумевает встраивание механизмов обхода шифрования.

В 2023 году в Австралии были зафиксированы случаи, когда полиция официально запрашивала доступ к данным, циркулирующим в анонимных сетях, в рамках дел о наркоторговле и взломах. На 2024–2025 годы правительство готовит серию документов, направленных на ужесточение контроля за киберпространством, вплоть до блокировок отдельных сервисов, если они систематически игнорируют запросы властей. Также обсуждается обязательное лицензирование криптовалютных платформ, чтобы препятствовать использованию анонимных транзакций при финансировании преступлений.

Правозащитники опасаются, что подобные меры ведут к повсеместному внедрению слабых мест в программные продукты и ослаблению безопасности добросовестных пользователей. Однако сторонники нового курса считают, что без таких рычагов нельзя эффективно противостоять онлайн-мошенникам и торговцам наркотиками, которые укрываются в даркнете.

Россия: блокировки, DPI и суверенный рунет

Российский подход к анонимным сетям в 2010-х и 2020-х годах развивался в сторону централизованного контроля над сетевым трафиком:

  • Закон О противодействии угрозам устойчивому функционированию интернета (2019) и поправки. Позволяют управлять маршрутизацией внутри рунета, блокируя нежелательные узлы и домены. С этого момента Роскомнадзор получил расширенные полномочия по фильтрации трафика.
  • Блокировки VPN. Начиная с 2017–2018 годов, Россия постепенно вносит в черные списки любые сервисы, позволяющие обходить цензуру. В 2023 году число заблокированных VPN и прокси выросло, что затрагивает и часть анонимных инструментов, похожих на Tor.
  • Преследование криминала в Tor. Полиция и ФСБ регулярно отчитываются о задержаниях администраторов нелегальных площадок, связанных с наркотрафиком. В 2022 году была ликвидирована крупная площадка Hydra, а в 2023 и начале 2024 состоялись новые облавы, закончившиеся массовыми арестами. По данным силовых органов, конфисковались не только серверы, но и криптокошельки на миллионные суммы.

Дополнительно в 2024 году запущено пилотное использование DPI (глубокого анализа пакетов) для более точного определения типов сетевых соединений. Сочетание этой технологии с уже действующим законом о так называемом суверенном рунете позволяет правоохранителям блокировать или замедлять анонимный трафик. Критики говорят, что такая практика мешает не только преступникам, но и мирным пользователям, ищущим приватность.

Новые тенденции и международная координация

Если проанализировать период с 2014 по 2025 год, можно выделить несколько ключевых тенденций в глобальной борьбе с нелегальной активностью в анонимных сетях:

  • Усиление координации. С 2014 года (Операция Onymous) продолжилось развитие международных операций: SpecTor (2023), Cookie Monster (2023) и другие. Полиция и спецслужбы разных стран все чаще сотрудничают с технологическими компаниями и обмениваются опытом по вскрытию криптотранзакций.
  • Попытки косвенного влияния. Речь идет о законах вроде австралийского Assistance and Access, британского Online Safety Bill, американских EARN IT и RESTRICT Act, которые обязывают платформы и провайдеров содействовать правоохранительным органам либо рискнуть блокировкой.
  • Вопрос анонимных криптовалют. Многие страны (США, ЕС, некоторые азиатские) обсуждают запрет или ограничение приватных валют. К 2023–2024 годам усилились меры по идентификации при обмене и хранении электронных денег, чтобы отслеживать маршруты отмывания.
  • Баланс между безопасностью и правами граждан. Постоянные дискуссии о том, в какой мере государство должно вмешиваться в шифрованные каналы. Правозащитники опасаются тотальной слежки и ущемления свободы слова. Законодатели утверждают, что без подобных рычагов невозможно эффективно бороться с преступностью в даркнете.

Выводы

С 2023 года мир все явственнее движется к более жесткому регулированию даркнет-среды, причем отдельные наработки возникли еще в середине 2010-х. Соединенные Штаты, Европейский Союз, Великобритания, Австралия и Россия продолжают дополнять национальные акты поправками или принимают новые законы, чтобы правоохранители могли расследовать нелегальную активность в анонимных сетях и блокировать подпольные торговые площадки. В то же время нет единой международной нормы, которая бы исчерпывающе регламентировала вопросы шифрования и конфиденциальности: каждая страна исходит из своих представлений о приоритете общественной безопасности или личной свободы.

Скорее всего, в ближайшие годы мы увидим дальнейший рост совместных международных операций, организуемых на базе опыта Operation Onymous и SpecTor, а также более настойчивые требования к IT-компаниям встраивать в свою продукцию механизмы контроля. Тем не менее фундаментальные вопросы остаются: как далеко можно заходить в блокировке анонимных сетей, не подавляя и правомерное использование приватных каналов, и возможно ли достичь компромисса, который одновременно защитит граждан от киберпреступности и сохранит базовые принципы свободы интернета.

даркнет законодательство право
Alt text
Обращаем внимание, что все материалы в этом блоге представляют личное мнение их авторов. Редакция SecurityLab.ru не несет ответственности за точность, полноту и достоверность опубликованных данных. Вся информация предоставлена «как есть» и может не соответствовать официальной позиции компании.

Эксклюзивный стрим с хакерами мирового класса

15 апреля в 19:00 Hussein и Niksthehacker раскроют все карты.

Реклама. АО «Позитив Текнолоджиз», ИНН 7718668887


Техно Леди

Технологии и наука для гуманитариев