— Отец, у меня вопрос! — принц обратился к императору планеты Альфа-8.
— Да?
— Я прочел тут рапорт из полицейской хроники города N. Не могу понять, как это назвать? Преступная халатность банка? Или неграмотность пользователей? И что с этим делать?
Итак, в городе N один из наших крупнейших банков ввел услугу для клиентов онлайн-банкинга (естественно, для каждого конкретного клиента услуга привязана к номеру мобильного банкинга) и назвал ее «Запрос перевода». То есть, зная номер, привязанный к счету, можно было сделать так, чтобы на этот номер приходила СМС следующего вида: «Джон С-ов запросил у вас перевод 5000 империалов. Для перевода ответьте на это СМС сообщением с текстом ПЕРЕВОД 23729. Джон, с тебя за вчерашнюю сауну с девками причитается.» Последняя фраза — произвольное сообщение, которое запрашивающий указывал при формировании запроса.
То есть, по мнению разработчиков, человек должен был это прочесть, сопоставить имя отправителя с сообщением, решить вопрос о согласии/несогласии с запросом и в случае согласия ответить на указанную СМС-ку указанным текстом. После чего запрошенная сумма перебрасывалась со счёта на счёт. Ну, в принципе, оно так и работало.
Однако прошло не так много времени и нашелся злоумышленник, который «усовершенствовал» указанную схему. Людям посыпались СМС вот такого вида: «Госполин С-ов запросил у вас перевод 5000. Для перевода ответьте на это СМС сообщением с текстом ПЕРЕВОД 23729. Если вы не ответите в течение 20 минут, перевод будет произведён автоматически. Справки по телефону 2333225». Никаких признаков того, что последние две фразы исходят не от банка, не было.
Что делал получатель? Правильно, срочно звонил на этот номер. Приятный женский голос объяснял, что если не хотите переводить деньги, нужно ответить сообщением с текстом «ПЕРЕВОД 23729 ОТМЕНА». Человек отвечал. Через минуту ему приходило сообщение, что перевод произведён. Робот обнаруживал, что начало текста совпадает с фразой подтверждения и одобрял платёж. По указанному номеру, не имеющему ни малейшего отношения к банку, больше не отвечали или бросали трубку.
Перспективы расследования нулевые. Якобы-банковский номер был зарегистрирован на неизвестное лицо.
Облапошенный народ вопил и возмущался, но почему-то никто не признавал себя дураком — а было с чего! Явная же бессмыслица в тексте сообщения, плюс никто не почесался проверить легальность номера — это же через двадцать минут деньги уплывут!!!
Вопрос. Отец, что делать с этим???
— Принц, вы задаете вопрос, на который у меня нет ответа. Увы, человеческая глупость и невнимательность беспредельны. Люди не обращают на многое внимания. Единственное что мы сможем сделать, это чаще говорить и писать об этом. Но поможет ли — неизвестно!
Описанная в сказке схема мошенничества знакома клиентам Сбербанка из Новосибирска. Просто хотелось бы обратить ваше внимание на подобные факты и научить вас быть немного внимательнее. И если уж вы решили, что вам действительно пишет ваш друг — не поленитесь ему перезвонить, причем лучше с другого номера телефона, и убедиться, что обратился именно он сам, а не мошенник или робот от его имени.