Как показывает опыт, во многих организациях сегодня отсутствует план непрерывности бизнеса, либо в нем не учтены многие из вопросов, которые сегодня все чаще задает жизнь. Многие со мной не согласятся, но это факт!
Согласно аналитическому исследованию «Непрерывность бизнеса в России», проведенному в марте 2019 года компанией PWC, компании, развивая свои процессы, не планируют проводить сертификацию на соответствие требованиям международного стандарта ISO 22301 «Система управления непрерывностью бизнеса». Только 20% заявили о наличии соответствующих планов.
Что такое план непрерывности бизнеса?
План непрерывности бизнеса (Business Continuity Plan — BCP) – набор документов, позволяющих создать план непрерывности бизнеса вашей компании при возникновении различных происшествий и инцидентов. Результат – достижение такого состояния, при котором не происходит прерывания деятельности в случае наступления события «Ч» работоспособности информационных систем или их компонент в конечные временные рамки.
Выделяют основные составляющие данного процесса:
- Управление инцидентами (Incident Management). Это оперативный уровень. На данном уровне рассматривается комплекс управления внутренними и внешними происшествиями высокой и средней вероятности возникновения, например, мошенничество, человеческий фактор, сбой в работе оборудования. Задача управления инцидентами – восстановление минимального функционала в минимальный срок; а еще — своевременная идентификация и классификация инцидента.
- Управление непрерывностью бизнеса и аварийным восстановлением (Business continuity & disaster recovery management). Это тактический уровень. Фактически на данном уровне рассматриваем процессы, определяем приоритеты, оцениваем потенциальный ущерб и меры его предотвращения. Несмотря на небольшую вероятность, ущерб может оказаться значительным, вплоть до банкротства.
- Управление чрезвычайными (кризисными) ситуациями (Crisis & emergency management) – на данном уровне рассматривается как задействовать планы во время кризиса, и оперативно принимать решения до окончания критической ситуации.
- Восстановление бизнеса (Business recovery). Возвращение к нормальному функционированию, выполнение задач, отложенных во время кризиса. Компенсация потерь, анализ произошедшего, меры по предотвращению
Результат опроса показывает, что как минимум 40% компаний столкнулись в своей деятельности со значительным инцидентом. Среди причин длительного простоя респонденты в основном отметили сбой в информационной системе, прекращение подачи электроэнергии, обрыв канала связи.
% | Причина |
22% | Сбой в информационной системе |
14% | Прекращение подачи электроэнергии |
9% | Обрыв канала связи |
6% | Сбой со стороны третьих сторон (подрядчики, поставщики и т. д.) |
6% | Хакерская атака |
3% | Аварийные ситуации с оборудованием |
3% | Аномальные погодные условия |
1.5% | Ложные сигналы о минировании офисов |
1.5% | Ошибки персонала |
1.5% | Пожар |
Цели и задачи плана BCP
Основными целями BCP являются:
- поддержание способности компании выполнять принятые на себя обязательства перед клиентами и партнерами, предупреждение и предотвращение возможного нарушения режима повседневного функционирования компании;
- обеспечение соответствия всех механизмов BCP требованиям государственных органов, а также требованиям нормативно-правовых актов и принятым в компании политикам, процедурам и планам;
- снижение тяжести последствий нарушения режима повседневного функционирования компании (в том числе размера материальных потерь, потерь информации, потери деловой репутации);
- сохранение уровня управления компании, позволяющего обеспечить условия для принятия обоснованных и оптимальных управленческих решений, их своевременную и полную реализацию;
- обеспечение благоприятных условий труда и безопасности работников, безопасности посетителей, находящихся в помещениях компании;
- определение перечня критичных процессов компании и перечня сценариев негативного развития событий, способных привести к остановке бизнес-процессов;
- обеспечение непрерывности деятельности критичных бизнес-процессов за счет определения, внедрения и документирования механизмов контроля.
Кроме того, в компании могут устанавливаться дополнительные требования, процедуры, регламенты BCP. Они могут быть более детализированы, предусматривать дополнительные ограничения.
План непрерывности бизнеса включает в себя:
- определение областей, в рамках которых организация может быть подвержена рискам непрерывности;
- определение рисков, которые могут повлиять на функционирование организации;
- рассмотрение и анализ риска возникновения природных, техногенных катастроф, равно, как и других непредвиденных обстоятельств, применимых к офисам местонахождения компании;
- рассмотрение рисков, реализация которых наносит существенный ущерб материальным и нематериальным активам компании;
- анализ факторов, влияющих на вероятность наступления чрезвычайной ситуации (ЧС);
- анализ степени влияния ЧС на:
- работников;
- инфраструктуру;
- информационные активы.
С целью обеспечения полноценного анализа факторов влияния, анализ должен проводиться для каждого бизнес-процесса во всех структурных подразделениях.
К задачам обеспечения нормальной деятельности в условиях ЧС относятся:
- определение перечня процессов и операций, подлежащих дополнительной защите;
- обеспечение создания на ежедневной основе резервных копий информации;
- разработка и доведение до сведения работников компании плана мероприятий на случай возникновения ЧС, а также проведение периодического обучения работников по вопросам их действий в условиях ЧС;
- доведение до сведения всех партнеров информацию о порядке действий в случае возникновения ЧС.
Вместе с тем я ни разу не видел включение в такие планы таких событий как массовые беспорядки, эпидемии с возможностью заключения в карантин целых городов, а, возможно, и областей.
Если еще 10 лет назад такие события считались маловероятными, то сегодня нет. Стоит вспомнить события 2014 года в Донбассе или эпидемию COVID 19 2019-2020 года, распространившуюся по всему миру.
Эпидемия (коронавирус) и ИБ.
Угрозы включают:
- влияние на доступность ресурса «ЧЕЛОВЕК»;
- деградация (вплоть до краха) инфраструктуры и СЗИ в связи с попытками их трансформации для удаленного доступа и других мероприятий в режиме паники;
- запрет массовых мероприятий (для компаний-организаторов мероприятий это может означать банкротство);
- Командировки (сотрудники не могут вернуться из зон карантина либо, наоборот, не могут не могут въехать в страну, которая закрыла свои границы в связи с режимом чрезвычайной ситуации. Это может нести дополнительные расходы.
- Угрозы туристическим и транспортным компаниям в данной статье не рассматриваются.
Основным решением в данном случае является работа с помощью удаленного доступа и здесь возникает сразу несколько вопросов:
- Есть ли у вас инструменты удаленной работы, настроены ли и отлажены ли они?
- Знаете ли вы, есть ли компьютерное оборудование у ваших сотрудников дома?
- Какое это оборудование?
- Разрешат ли ваши сотрудники установку дополнительного программного обеспечения для работы из дома?
- Удовлетворяют ли их компьютеры требованиям информационной безопасности и лицензионной чистоты?
- Как быть с тем, что на персональном компьютере сотрудника есть и его домашняя информация и корпоративная? Как отследить утечки?
Как видите, вопросов масса. Но подготовиться заранее вы просто обязаны. Что посоветовать?
- Заранее провести опрос и определить готовность сотрудников к работе из дома.
- Определить готовность аппаратных средств к работе.
- Там, где компьютеры поддерживают Windows 10, заранее подготовить флешки (внешние SSD) с Windows To Go и возможностью подключения по USB 3.0. Подробнее этот процесс описан в журнале CIS (Выпуск #4 (10) 2019) https://cismag.ru/ . Статья «Работаем из дома?».
- Для других ОС решение будет, безусловно, иным. Основная задача, подготовить ОС на сменном носителе таким образом, чтобы фактически домашний компьютер не имел доступа к своему жесткому диску, а работал как удаленный терминал.
- Возможно и другое решение на базе Citrix. Достаточно подключиться к терминальным сервисам и с помощью политик заблокировать доступ к локальным устройствам и проброс их в сессию. В частности, дополнительное решение App Protections это анти-кейлоггер и анти-скринграббер для клиентского рабочего места при установке на него клиентского ПО Citrix. Правда для такого решения необходимо чтобы сотрудник согласился на установку на его домашнем ПК дополнительного ПО. А соглашаются, увы, далеко не все.
Правда стоит отметить, что сделать это нужно заранее, тем более что введение карантина может быть внезапным.
Однако кроме карантина у нас есть масса других вопросов.
Электропитание
Итак, на вашем предприятии предусмотрены действия при отключении электропитания. Попробуйте ответить себе на следующие вопросы:
- Как давно вы проверяли свои источники питания (имеются в виду не только ваши ИБП, а и дизель-генераторы, вводы электропитания, возможность автоматического переключения между источниками)?
- Существует ли у вас график их проверки?
- Ваша компания имеет два входа по электропитанию? С двух питающих ТП?
- Есть ли у вас дизель-генератор?
Итак, у вас все есть. И формально все хорошо. А фактически? В моей практике было несколько очень неприятных случаев.
- На заводе было заведено две линии электроэнергии. Однако при попытке автоматического переключения переключение не удалось. При более тщательной проверке выяснилось, что две линии подачи электроэнергии подавали электричество в противофазе, в результате автоматическое переключение не срабатывало. Если спросить, является ли это проблемой ИТ? Нет, конечно. Но заодно выяснилось, что за все время такого подключения, а это более 10 лет, никто ни разу этого не проверял.
- Второй случай был куда хуже. Если в первом через месяц все же удалось «победить», то во втором победить не удалось, пришлось искать другую подстанцию. Проблема была в том, что подаваемое электричество было различным по частоте. Как и почему? Ответить я не смогу. Одна линия была с частотой 49.5 Гц, а вторая 49.8 Гц. Естественно переключение невозможно. Однако самым страшным был случай третий.
- Внезапное отключение электричества сразу на двух входящих линиях потребовало включения резервного дизель-генератора. К несчастью, оказалось, что это невозможно, так как уже два года как уволен дизелист по сокращению штатов, в генераторе нет дизтоплива и вообще, его два года никто не включал.
Ну и как это назвать? Естественно, никакого графика проверки источников питания не было. Более того, никто и никогда не поднимал этот вопрос.
Восстановление после аварии
В компании произошло ЧП, атака шифровальщика. В ночное время. Ситуация типичная? Вполне.
НО! В компании один системный администратор и тот болеет. Как быть? Не знаю.
Хорошо, администратор не один. И тут возникают вопросы:
- Знает ли охранник кого вызывать?
- Есть ли у него номера телефонов кого вызывать?
- Есть ли журнал, в который он должен записать:
- Время аварии
- Кто заявил про аварию?
- Кто принял заявку?
- Кого вызвали?
- Кто заплатит за такси? Вопрос не праздный. Сотрудник не должен сам оплачивать. В идеале должен быть договор со службой такси, а оплата проводится компанией по факту.
- Увы, но, как правило, первым всегда приезжает наименее подготовленный сотрудник. Более того, ведь мы не в армии, следовательно, более подготовленный может и не приехать вообще (болезнь, ночует не дома, не может приехать и т.д.). Существует ли инструкция по восстановлению после аварии, причем написанная в виде комикса. Сотрудник не должен задумываться что ему делать. Увы, но в данном случае автоматические действия гарантируют меньшее количество ошибок.
- Должен сказать, что чаще всего подобной инструкции просто нет!
Каналы связи
Я надеюсь, в вашей компании минимум два канала связи от двух провайдеров? Как давно проводились учения по переключению? А то не было бы как в одной компании из моей практики. Компания относится к агропромышленному сектору и находится в сельской местности. Однажды у них пропадает интернет по вполне банальной причине. Сельский тракторист копает яму и банально рвет кабель. Тут же идет команда – переключаемся. Однако все хорошо только на бумаге. В сво время с целью экономии оба кабеля от обоих провайдеров уложили под землю … в одной трубе! Вывод? Порвали оба!
Другая история была куда интереснее. Было два кабеля, к двум провайдерам, как положено. Но проблемой оказалось, что они оба были подключены к одному и тому же провайдеру более верхнего уровня и в результате разорвали именно связь между ними и верхним провайдером! При подключении компании этого никто не проверял!
И последнее.
Как давно у вас в компании проводились «действия по тревоге»? А ведь эти операции должны проводиться регулярно, в разное время суток. Безусловно, мы не в армии и не стоит уподобляться нашему командиру полка, проводившему подобные тревоги на следующее утро после зарплаты. Но люди должны понимать, что вызвать их могут в любое время. Естественно, и платить такой тревожной группе нужно дополнительно.
А как давно вы поводили у себя в компании подобные учения и проводили ли вообще?
Другими причинами аварийных ситуаций могут быть:
- действия правоохранительных органов (маски-шоу);
- действия Роскомнадзора и администраций облачных сервисов;
- борьба между собственниками организации (собственниками сервис-провайдера).
Снизить расходы на собственную инфраструктуру, на мой взгляд, позволяет:
- размещение оборудования в публичных дата центрах (colocation);
- использование облачных сервисов.
Необходимо признать, правда, что в таком случае узким местом является наличие устойчивых каналов Интернет. Вполне возможно, что их потребуется не два, а больше. И тестировать придется их всех и регулярно!
Увы, даже наличие резервных копий с восстановлением в течение рабочего дня может привести к краху финансовой организации.
Сегодня не редкость ситуация когда в банк с численностью персонала (и компьютеров) 60 человек приходят 30 аудиторов (реальная ситуация) с требованием разместить их, выдать компьютеры, подключить их к инф. системам в течение 24 часов. Это ли не аварийная ситуация?
Вместе с тем хотелось бы, чтобы вы понимали, что далеко не все события, описываемые в Плане непрерывности бизнеса будут относиться к информационной безопасности. Но тем не менее, служба ИБ должна подключаться к составлению плана наравне с другими.
Безусловно, это не единственный вопрос. Но начинать с чего-то надо!
Заключение
Как видите, планы восстановления вашего бизнеса нуждаются не просто в создании, а и в постоянном пересмотре. Ведь угрозы в окружающем мире меняются на глазах. Более того, созданные вами планы нуждаются в регулярной проверке. Ведь план, написанный на бумаге, но не проверенный – это абсолютно бесполезное мероприятие.