
Кризис следует рассматривать как промежуточный этап, после которого компания стагнирует или, наоборот, получит мощный импульс к развитию. Все зависит от того, какие методы антикризисного-PR применены.
Стратегия антикризисного PR: с чего начать?
Приветствуем! Мы —
В кризис счет идет на часы, поэтому важно провести мониторинг и выявить все негативные высказывания в адрес компании. Это могут быть отзывы клиентов, статьи в СМИ, посты в социальных сетях, блогах и видеоролики. Мониторинг проводится для обнаружения болевых точек бренда.
Составьте два списка: СМИ и блогеров. В первый список включите тех, кто относится к компании лояльно и поддерживает ее позицию. Во второй занесите критиков бренда. Наладьте взаимодействие с участниками первого списка. Их поддержка усилит вашу позицию. Что касается участников второго, регулярно проверяйте их на предмет публикации новых негативных материалов.

Обычно компании начинают работу с репутацией в двух ситуациях: новичок выходит на рынок и хочет побыстрее заявить о себе или у компании случилось ЧП. В первом случае создать с нуля положительный имидж не составит большого труда, а во втором — сначала потребуется проработать негатив, затем уладить взаимоотношения с прессой и только после этого начать формирование положительного имиджа. ЧП напоминает пожар. Пока он не разгорелся, нужно принять меры, но не все знают, какие именно. Поэтому я рекомендую Ирина Белова PR-стратег агентства «Репутация Москва» |
Примеры антикризисных PR-кампаний
Разберем три ярких кейса, в которых показано, к чему на практике приводит соблюдение, а также игнорирование принципов антикризисного PR.
Кейс: месть бывшему работодателю
Ситуация: осенью 2020 года бывший сотрудник «Инмарко», производителя мороженого, опубликовал в социальной сети пост, в котором нелестно высказался о компании.
Среди прочего он упомянул адские условия труда, частые задержки заработной платы и то, что работники подбирают продукцию с пола. К тексту он приложил фотографии, на которых видны вафельные рожки на полу, мятые коробки и другие нарушения санитарных норм.
Негативная новость быстро разлетелась по интернету. Ее растиражировали СМИ, упомянули в вечерних новостях и активно репостили в социальных сетях. На компанию обрушился шквал едкой критики
Реакция: на следующий день после публикации негативного поста появилось видео на YouTube с комментариями Константина Войтикова, бывшего директора фабрики «Инмарко». Действуя в рамках антикризисной PR-кампании, мужчина объяснил, что на фотографиях показаны нештатные ситуации, а именно: поломки и сбои.
Он также упомянул, что автор поста неоднократно получал дисциплинарные взыскания за нарушения техники безопасности, которые влекли за собой подобные поломки. И добавил, что вернуть на конвейер упавшие продукты нельзя — так устроена технология производства.
После обращения Войтикова компания провела внутреннее расследование инцидентов, изображенных на фотографиях, и опубликовала в социальных сетях результаты. Каждый случай получил объяснение и сопровождался документами об утилизации бракованной продукции.
После проведения расследования представители «Инмарко» обратились в полицию с обвинениями в адрес бывшего работника о нанесении репутации бренда вреда путем распространения ложных сведений. Об этом сообщила пресс-служба Unilever в
Здесь использована универсальная технология антикризисного PR: признать проблему, пообещать провести расследование и донести до аудитории результаты. Пока длилось разбирательство, компания держала людей в курсе. Это сместило фокус внимания с негативной новости на конструктивные действия «Инмарко». В примере хорошо показан главный принцип антикризисного PR — не медлить. В течение суток компания сделала официальное заявление и не поменяла свою позицию несмотря на шквал едкой критики, который одолевал ее все это время. Ирина Белова PR-стратег агентства «Репутация Москва» |
Кейс: критика в ответ на критику
Ситуация: 25 марта 2018 года в городе Кемерово загорелся ТРЦ «Зимняя вишня». Спустя 2 дня жители вышли на стихийный митинг, в ходе которого потребовали проведения прозрачного расследования, привлечения к ответственности виновных в пожаре и отставки администрации.
Действия: в то время в социальных сетях бурно обсуждался тот факт, что глава Кемеровской области Аман Тулеев не посещал место происшествия. PR-служба чиновника сообщила, что он последовал совету Владимира Пучкова, занимавшего в то время пост главы МЧС России, и не хотел, чтобы его кортеж помешал проведению спасательных работ.
Пользователи социальных сетей сошлись во мнении, что чиновник мог прийти пешком. Что касается стихийного митинга, в его организации Тулеев обвинил оппозицию. Позже на встрече с президентом РФ он пообещал посетить семьи пострадавших в пожаре и каждой выплатить компенсацию. 1 апреля 2018 года чиновник подал в отставку.
Антикризисному PR следует быть гибким, чтобы адаптироваться к текущей ситуации. Что можно было сделать в примере для сглаживания новостного негатива? Провести антикризисные PR-коммуникации, сместить фокус общественности на проведение специальных и благотворительных мероприятий, и это далеко не полный перечень возможных инструментов антикризисной PR-кампании. Ирина Белова PR-стратег агентства «Репутация Москва» |
Кейс: борьба с черным PR
Ситуация: конкуренты объединились против московского наркологического центра, который предлагал клиентам инновационную методику лечения. Классическое лечение предполагало длительное нахождение пациентов в клинике, в то время как лечение по новой методике проводилось быстрее и намного дешевле, чем у конкурентов. Это и стало причиной информационной атаки на наркологический центр.
Решение: чтобы преодолеть черную PR-кампанию, заказанную конкурентами, центр обратился за помощью к авторитетным врачам-наркологам. Они опубликовали конктрконтент — экспертные статьи о новой методике с упоминаниями положительных отзывов пациентов, но негатив все равно появлялся. Статей было так много, что они отпугивали потенциальных клиентов.
Через три месяца регулярных
Базовые принципы антикризисного PR
1. Не молчать. Когда нет официального заявления, скандал молниеносно обрастает невероятными подробностями, которые впоследствии «оседают» на сайтах с компроматом.
2. Не менять позицию. Официальная версия произошедшего должна быть одна и ассоциироваться с одним человеком — руководителем компании, пресс-секретарем и т. д.
3. Не искать отговорки. Правда — это козырь, который так просто не отбить, в то время как ложь рано или поздно будет обнаружена.
4. Не закрываться. Держать общественность в курсе внутреннего расследования и опубликовать его результаты в открытом доступе.
5. Не ждать. Заранее укрепить репутацию так, чтобы с минимальными потерями преодолеть любой кризис.
