Обеспечить полноценную защиту детей от нежелательного контента на уровне государства невозможно

Обеспечить полноценную защиту детей от нежелательного контента на уровне государства невозможно

Решил перепостить свою заметку, которую вчера опубликовали на просьба Президента подготовить предложение по защите детей от [нежелательного контента в интернетеk, адресованная Наталье Касперской. Эту тему нашему рынку еще предстоит отыграть, поэтому решил предложить свое видение этой проблемы.


Во-первых, [национальным фаерволомk такую работу можно назвать весьма условно, т.к. задача защиты детей от Интернет-угроз в большей степени не техническая, а организационно-правовая. Во-вторых, обеспечить надежную защиту детей от нежелательного контента и других Интернет-угроз государство не способно. Никто не заменит контроль со стороны родителей. Это нужно принять за аксиому.


При всем при этом, со стороны государства необходимы вполне ясные и конкретные шаги в сторону защиты подрастающего поколения.


Итак, что это может быть?


В первую очередь, необходимо создать экспертную комиссию, которая будет включать в себя психологов, педагогов, юристов, специалистов по информационной безопасности, сотрудников правоохранительных структур и т.п. с целью определить угрозы, с которыми сталкиваются дети в Интернет. Причем формулировки угроз должны быть не общими, а предметными. Дети сталкиваются в интернете с наркоторговцами, педофилами, порнографией, ненормативной лексикой и т.п. Все угрозы необходимо объединить по степени опасности для ребенка в 2-4 категории. Определить какими методами будем обрабатывать угрозы из каждой категории (законодательство, технические средства и т.п.) И в дальнейшем для каждой угрозы определить риски и искать конкретный метод обработки этих рисков. Таким образом, мы получаем (назовем условно) Модель угроз и План обработки рисков, причем на государственном уровне.


Не нужно никаких стратегий, концепций, особенно с привлечением всех и вся. Мы видели, какие шедевральные документы рождаются от такой работы: пользы от них никакой. Нам нужны конкретные и понятные решения конкретных проблем.


Ну, например, есть замечательный 436-ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”, в котором прямым текстом написано, что каждая единица информационной продукции должна содержать знак, указывающий на содержание контента и ограничение допуска детей. Ну вы это где-нибудь видите? На книгах, дисках, в трейлерах российских фильмов? Недавно ходил в кино, на премьеру очередного российского фильма, так там никакого указания на рейтинг фильма не было. Зато реклама до фильма включала в себя очередной ужастик, и до начала этого трейлера было указание, что этот ужастик имеет рейтинг R, а трейлер не имеет ограничения по возрасту. Вот такой привычный слайд:



В штатах с рейтингами строго: ребенок не сможет попасть на такой фильм без сопровождения взрослого. У нас с этим проблем нет: купил ребенок билет и зашел в зал Другими словами, мы должны навести порядок с кинотеатрами и материальными носителями информации. Причем для этого даже не нужно изобретать ничего нового, достаточно признать систему рейтингов Американской киноассоциации для фильмов, и систему рейтингов PEGI (европейскую рейтинговую систему развлекательного ПО) для компьютерных игр и иного ПО. Ну или, в крайнем случае, сделать свои системы по аналогии. Обязать производителей контента использовать знаки, указывающие на содержание контента. Если уж дошли до безумия, связанного с лицензированием деятельности по записи CD , то умную и полезную вещь по присвоению рейтинга сделать сможем. После такой работы родителям будет проще оценивать контент, который потребляют их дети. Вот уже маленькая, но победа.


И это только верхушка айсберга. Например, сегодня ни родители, ни дети не владеют информацией, как нужно себя вести, если через социальные сети с ребенком добиваются встречи какие-то странные [товарищиk. Более того, наши правоохранительные органы не понимают, как реагировать на такие сигналы. Так что, здесь есть почва для запуска полноценной государственной программы.


Повторюсь, чтобы подойти ко всем этим конкретным решениям, в т.ч. и техническим, необходимо разработать базовые документы, назовем их условно Модель угроз и План обработки рисков. Они должны носить прикладной характер, без общих фраз и формулировок. Разработкой этих документов должны заниматься эксперты из областей психологии, юриспруденции, законотворчества, информационной безопасности, правоохранительных органов и т.д. Межведомственные комиссии, по крайней мере на первых этапах, этим заниматься не должны. Уверен, что при таком подходе, у нас есть все шансы заметно повысить уровень защиты детей от Интернет-угроз.


Информационная безопасность защита детей интернет-угрозы Президент угрозы безопасности
Alt text
Обращаем внимание, что все материалы в этом блоге представляют личное мнение их авторов. Редакция SecurityLab.ru не несет ответственности за точность, полноту и достоверность опубликованных данных. Вся информация предоставлена «как есть» и может не соответствовать официальной позиции компании.

Ищем баги вместе! Но не те, что в продакшене...

Разбираем кейсы, делимся опытом, учимся на чужих ошибках

Зафиксируйте уязвимость своих знаний — подпишитесь!

Евгений Царев

Персональные данные, Информационная безопасность и ИТ-инновации