Компания slock.it на базе Ethereum создали платформу фонда на базе блокчейн, который до конца мая собирал деньги, в общей сложности они привлекли около 100 миллионов USD. Фонд называется DAO и существует для поддержки проекта slock.it. Проект интересный, перспективный, вот презентации:
И вот в конце прошлой недели произошла интересная атака, которой в истории еще никогда не было. Суть в следующем из фонда DAO без видимой причины начали выводиться средства с дикой скоростью. Кибератака почти сразу привела к обвалу курса токенов Ehereum на 20%, а потом на 60% на биткойновых биржах.
Через несколько часов было объявлено о кибератаке, всех владельцев токенов, срочно призвали на помощь, чтобы остановить атаку.
Причины инцидента до сих пор загадка.
Казалось бы, ну нашли злоумышленники уязвимость , вывели деньги. Что нового?
Интересно стало теперь, когда все задумались об ущербе и возмещениях.
Есть 3 проблемы, заключающиеся в самой природе DAO – Децентрализованная Автономная Организация:
- В соответствии с правовым договором DAO, нет такого понятия, как кража/воровство. Единственное, что представляет ценность – это сами смарт-контракты, на которых построена система. Следовательно, нет никакой реальной правовой разницы между реализацией функции платформы и атакой.
- DAO работает по заранее заложенной логике, эта логика может быть изменена (причем только в некоторых деталях) посредством голосования учредителей, тех, кто вложил в нее деньги изначально. Т.е. предъявить какие-либо претензии самой DAO невозможно.
- Непонятна юрисдикция. Есть косвенные упоминания об английском праве, но английское право, как и любое другое, никогда не сталкивалось с подобными конторами. Деятельность такой конторы нельзя ограничить, нельзя наложить штраф, нельзя ограничить географию работы. Система, будучи один раз запущена, уже не остановится никогда. Даже учредителей нельзя привлечь к ответственности, т.к. их сотни тысяч и ни один из них не участвует в управлении.
В общем, с таким «чудом» современная правовая система еще не сталкивалась. И как работать с ней — непонятно.