Сегодня консультировал на тему законности требования заказчика обладать лицензий ФСТЭК и ФСБ при закупках, когда, в общем-то, конкурс не безопасность в принципе.
Есть ответить коротко, то требовать можно, если правильно оформить объект закупки.
Как пример, нашел похожее решение суда . На его примере и обсудим:
ООО НПО «Эфир-М» обратились в управление ФАС с требованием приостановить проведение торгов одного государственного заказчика. Компании не понравилось, что в требованиях к конкурсу была прописана необходимость наличия у исполнителя лицензий ФСТЭК и ФСБ. Компания хотела поставить «программно-аппаратные комплексы фиксации административных правонарушений», однако лицензий у нее не было. По мнению компании это дискриминация.
ФАС отказали, конкурс Эфир-М выиграть не смогли, обратились в суд.
Суд установил, что помимо поставки самих программно-аппаратных комплексов фиксации административных правонарушений в торгах было требование поставки VipNet. Частично этим суд объяснил необходимость наличия у исполнителя лицензии ФСБ.
Но более интересно объяснение наличия лицензии ФСТЭК:
Довод заявителя об отсутствии у заказчика обязанности по защите конфиденциальной информации, в том числе персональных данных, ввиду того, что последний не является оператором персональных данных, суд считает несостоятельной…
В 2012 году между главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области и правительством Воронежской области заключено соглашение от 18.06.2012 «О взаимодействии и сотрудничестве по вопросам содержания, развития, совершенствования и финансового обеспечения системы фото-видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения «КРИС-Воронеж»
Пунктами 4.З.1., 4.3.18., 4.3.21. Соглашения предусмотрено, что в целях его реализации ГУ МВД России по Воронежской области получает, обрабатывает и хранит информацию, в том числе содержащую персональные данные, полученную с помощью специальных технических средств, используемых для выявления и фиксации нарушений Правил дорожного движения и входящих в систему фото-видеофиксации «КРИС-Воронеж»; осуществляет обработку персональных данных и обеспечивает её безопасность при обработке.
В процессе работы стационарных комплексов автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения происходит обмен данными по каналам связи, построенным по технологии VPN (виртуальной частной сети) между стационарными комплексами автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения, расположенными на территории г. Воронежа, центральным сервером системы фото-видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения «КРИС-Воранеж» и взаимодействующими внешними государственными информационными системами, содержащими персональные данные и иную конфиденциальную информацию.
Далее идут ссылки на 152-ФЗ, Указ Президента №188, Постановление Правительства №1119, ПКЗ-2005, Приказ №66, 99-ФЗ.
Таким образом, в строгом соответствии с требованиями изложенных выше норм и в целях обеспечения защиты информации, полученной при использовании, комплексов автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения, являющихся объектом закупки, и передаваемой на центральный сервер системы фото-видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения «КРИС-Воронеж», которая содержит персональные данные и является конфиденциальной, в качестве требований к участникам размещения заказа на право заключить государственный контракт на поставку комплексов фиксации нарушений правил проезда регулируемого пешеходного перехода с монтажом и пусконаладочными работами установлено наличие лицензии ФСБ России, а также лицензии ФСТЭК России.