Круглый стол по войне в киберпространстве или чем отличается международная ИБ от российской ИБ

Круглый стол по войне в киберпространстве или чем отличается международная ИБ от российской ИБ

На прошлой неделе прошел круглый стол: “Новые рекомендации НАТО по войне в киберпространстве: приглашение к диалогу или провокация? Международные оценки и взгляд из России”.

Само мероприятие было организовано в связи с проведением на этой неделе первого общеевропейского обзора национальных стратегий кибербезопасности. Целью дискуссии стала выработка консолидированной позиции экспертного сообщества в отношении подобных инициатив НАТО, в частности не так давно опубликованного The Tallinn Manual / Таллинского руководства.

Меня пригласили в качестве независимого эксперта поучаствовать в дискуссии. Были представители МИД, Минобороны, ОДКБ, общественных объединений и институтов. Порадовала высокая компетенция экспертов в вопросах международной информационной безопасности. При этом нужно понимать, что специалисты по «международной информационной безопасности» работают в совершенно другой среде и практически не пересекаются со специалистами по «российской информационной безопасности». На мой взгляд, это связано с различными истоками этих двух направлений. Международная ИБ берет свои корни от международных отношений и международной безопасности. В свою очередь российская ИБ развивалась от ИТ-технологий.

Как результат дискуссия получилась весьма интересной.

Коллеги из Минобороны говорили, что, несмотря на открытую позицию российской стороны, нас не пригласили к разработке Таллинского руководства, что не совсем корректно со стороны наших партнеров. Также коллеги в очередной раз озвучили позицию российской стороны, которая заключается в недопущении милитаризации киберпространства.

Лично я полагаю, что сопротивляться неизбежному большого смысла нет, тем более не имеет смысла сопротивляться уже свершившемуся факту. На сегодняшний день в кибервойсках США более 4 000 только штатных сотрудников, плюс имеются планы по наращиванию киберпотенциала, в частности увеличить штат до 10 000 сотрудников. Аналогичная ситуация в Китае.

Очевидно, что мировые державы и не думают останавливаться на сегодняшних результатах. Американские спецслужбы открыто вербуют новых сотрудников на отраслевых мероприятиях, у нас же на аналогичных мероприятиях представители спецслужб, выходя на сцену, заявляют, что внимательно «следят» за CFT.

Очевидно, что киберпотенциал ведущих стран будет только нарастать. Кибероружие – очень дешевый и эффективный инструмент. В начале года я делал небольшой обзор темы, поэтому не буду повторяться:

5 предпосылок неизбежной кибервойны. Часть 1
5 предпосылок неизбежной кибервойны. Часть 2

В итоге позиция относительно Таллинского руководства у всех участников оказалась практически единой. Почти все участники круглого стола сошлись во мнении, что документ отражает конфронтационную линию по вопросам информационной безопасности со стороны НАТО. Почти все сошлись во мнении, что российская сторона, в лице государства, должна принять этот документ как побуждение к действию. Вопрос лишь в том, появится для этого политическая воля или нет.

Информационная безопасность государственные информационные системы кибератаки кибербезопасноть кибервойны кибервойный кибервойска кибероружие киберпотенциал
Alt text
Обращаем внимание, что все материалы в этом блоге представляют личное мнение их авторов. Редакция SecurityLab.ru не несет ответственности за точность, полноту и достоверность опубликованных данных. Вся информация предоставлена «как есть» и может не соответствовать официальной позиции компании.

Ищем баги вместе! Но не те, что в продакшене...

Разбираем кейсы, делимся опытом, учимся на чужих ошибках

Зафиксируйте уязвимость своих знаний — подпишитесь!

Евгений Царев

Персональные данные, Информационная безопасность и ИТ-инновации