И никакие законы не нужны
Ни для кого не секрет, что американский закон создавал базы данных распознания лиц для помощи в расследованиях. Но новый, всеобъемлющий доклад о технологии распознавания лиц, используемой в качестве инструмента правоохранительными органами, показывает реальный масштаб и сферу охвата, которыми обладают ФБР и правоохранительные органы на государственном уровне: примерно половина взрослых американцев включены в эту базу данных. При этом лишь частичный надзор ведется за тем, кому эти биометрические данные доступны и как они используются.
Отчет на 150 страницах, опубликованный во вторник Центром конфиденциальности и Технологии при юридической школе Университета Джорджтауна, показал, что правоохранительные базы данных теперь включают в себя информацию для распознания лиц около 117 миллионов американцев. Это примерно каждый второй взрослый гражданин США. В отчете обрисована опасность для частной жизни, свободы слова и защиты от необоснованных обысков и арестов, исходящая от неконтролируемого использования этой информации. В докладе отмечается, что, по крайней мере, четверть всех местных и государственных департаментов полиции имеют доступ к базе данных для распознавания лиц. Они могут осуществлять поиски по базе данных либо самостоятельно, либо при содействии других правоохранительных органов.
«Технология распознавания лиц позволяет полиции идентифицировать вас издалека и тайно. Для этого нет необходимости даже разговаривать с вами» — говорит Альваро Бедойя, исполнительный директор Центра Конфиденциальности и Технологии. «Если вы не были арестованы, то есть вероятность, что ваши данные отсутствуют в криминальной базе данных отпечатков пальцев или в преступной базе данных ДНК. И все же посредством процедуры получения водительских прав, по крайней мере, 117 миллионов взрослых были зачислены в базу распознавания лица, используемую полицией или ФБР в своих расследованиях». Он также назвал данную базу данных беспрецедентным нарушением конфиденциальности.
В докладе отмечается, что ни в одном штате не было издано соответствующих нормативных актов, которые бы определяли параметры использования технологии распознания лиц в расследованиях, проводимых полицией. Лишь несколько отделов по всей стране добровольно наложили ограничения на осуществление поиска по базе данных, с тем, чтобы использовать ее лишь при расследовании тяжких преступлений. Кроме того, лишь некоторые ведомства приняли стандарты для проверки точности своих цифровых систем или осуществляли обучение преподавательского состава для визуального подтверждения совпадения. Этот навык, который кажется врожденным, на самом деле требует специальной подготовки.
Доклад также поднимает вопрос относительно потенциала для расовой предвзятости при использовании базы данных для распознавания лиц. Правоохранительные органы, во многих случаях, утверждали, что биометрические инструменты помогают снизить расовую предвзятость в работе полиции. В конце концов, компьютер не знает о социальном значении расы или пола; он просто сортирует и сверяет фотографии на основе числового анализа особенностей и закономерностей. Но исследования показали, что алгоритмы распознавания лица не являются беспристрастными, как это кажется на первый взгляд. В зависимости от наборов данных, используемых для систем машинного обучения, они могут быть стать более эффективными в выявлении людей одной расы по сравнению с другими. Например, некоторые исследования показывают, что системы распознавания лиц в Соединенных Штатах демонстрируют более низкую точность при попытке идентифицировать афро-американцев.
ФБР отказалось прокомментировать доклад, но сослалось на предыдущие заявления о программе распознания лиц, говоря, что при ее использовании отдается приоритет неприкосновенности частной жизни и гражданских свобод, «выходящий за рамки требований закона». Бюро также отметило, что когда исследователь проводит поиск лица по базе данных, два отдельных человека – рецензента – проводят дополнительную проверку выданных системой потенциальных соответствий, прежде, чем идентифицировать любое лицо и передавать данные следователю. Только 12 процентов поисков приводят к положительной идентификации. Пока не ясно, имеются ли подобные гарантии, распространяющиеся на деятельность полиции на местном уровне.
Пожалуй, наиболее мрачным аспектом доклада являются данные о том, что среди полицейских управлений растет популярность использования систем распознания лиц в режиме реального времени, идентифицирующих людей в общественных местах, когда они проходят мимо видеокамеры. Исследователи обнаружили, что пять отделов в крупных городах, таких как Лос-Анджелес и Чикаго, либо уже используют систему распознавание лиц в режиме реального времени, владеют требуемой для этого технологией или собираются ее купить.
В ответ на доклад, коалиция из более 40 групп, осуществляющих защиту гражданских прав и свобод, в том числе Американский Союз Гражданских Свобод, выступила с инициативой, прося Отдел Гражданских Прав при Министерстве Юстиции провести оценку использования технологии распознавания лиц по всей стране. «Обладая подобной технологией, полиция может свободно идентифицировать и отслеживать человека, даже если не имеется доказательств того, что этот человек сделал что-то плохое», — говорит Неема Сингх Гулиани (Neema Singh Guliani), адвокат Американского Союза Гражданских Свобод. «Мы не готовы к тому, что полиция может идентифицировать нас, когда мы идем в мечеть, посещаем собрания анонимных алкоголиков или когда ищем помощь в убежище для жертв домашнего насилия».
Для более половины взрослых американцев уже слишком поздно пытаться скрыть свои лица от биометрической системы видеонаблюдения правоохранительных органов. Теперь защитники неприкосновенности частной жизни надеются, что им удастся ограничить использование и злоупотребление теми данными, которые уже были собраны.