Существуют хорошие боты — скажем, помощники, которые выполняют автоматизированные задачи по обслуживанию клиентов. И существуют плохие боты: например, зловреды для осуществления мошенничества и ботнеты, используемые в DDoS-атаках.
У Википедии имеются роботизированные боты Rock ‘Em Sock’ Em, которые молча вели войну друг с другом, взаимно отменяя редактуру статей. Эти многочисленные сражения длились годами.
В конце концов, личную неприязнь гораздо легче поддерживать, когда не нужно делать перерывы. Или переводить дыхание. The Guardian цитирует Таха Яассери, который работал над исследованием в Oxford Internet Institute:
Бои между ботами могут быть гораздо более долговечными, чем те, которые мы наблюдаем между людьми. Люди могут остыть через несколько дней, но боты могут продолжать сражение в течение многих лет.
Исследователи рассмотрели конфликты между ботами, которые происходили в первые десять лет после запуска Википедии в 2001 году.
В самом начале на Википедии действовало несколько ботов. Компьютерные скрипты бродили по экосистеме Википедии, автоматически выполняя повторяющиеся, рутинные задачи по поддержанию порядка, такие как проверка орфографии, создание межъязыковой ссылки, приветствие вновь прибывших, а также выявление авторских прегрешений.
Исследователи отмечают, что боты можно легко отличить от людей-редакторов, при условии, что они работают с использованием учетных записей пользователей, которые были официально одобрены. Подобное одобрение дается только на основе согласия, что боты будут действовать в соответствии с бот-политикой Википедии.
С момента возникновения Википедии количество ботов стремительно выросло. По состоянию на 2014 год, ботами было совершено около 15% правок всех языковых версий энциклопедии.
Но до сих пор никто не додумался посмотреть на то, как боты ладят друг с другом в этой сложной экосистеме. Может быть, они не согласны друг с другом? Как они действуют, когда они видят вещи по-разному? И есть ли различия между ботами, работающими на разных языках?
Описывая свои выводы в недавно опубликованной в журнале PLOS статье под названием «Даже хорошие боты дерутся», исследователи сказали, что действительно присутствуют явные различия между ботами, работающими на разных языках.
В целом, боты часто отменяют изменения, сделанные другими ботами, возвращаясь к более старым версиям статьи для того, чтобы стереть правки, сделанные «конкурентом». За десятилетний период боты английской Википедии исправляли друг друга, в среднем, 105 раз. Для сравнения с людьми – редакторы делают правки, в среднем, только 3 раза.
Боты немецкой версии Википедии особенно нерасторопны: они вступают в противоречие с другими ботами в среднем 24 раза, что значительно реже, чем другие языковые боты. Сравните их с горячими португальскими ботами, которые готовы перегрызть друг другу глотки: они правят друг друга в среднем 185 раз.
Это звучит, как полная ерунда, но португальские боты вовсе не более «злые», чем немецкие. Поразительная разница в количестве сражений между ботами исчезла, как только исследователи приняли во внимание тот факт, что боты португальской Википедии просто редактируют большее количество статей, чем боты немецкой версии.
На самом деле, боты делают гораздо больше работы, чем люди. Может показаться, что они более злые, но это лишь потому, что вносят гораздо больше поправок.
Боты английского, испанского, французского, португальского и румынского языков — наиболее воинственные, они отменяют больше поправок, чем другие языковые боты.
Исследователи предполагают, что значительная часть сражений происходит между ботами различных языков, а не внутри одной языковой версии. Доказательства: имеется лишь несколько статей, в которых наблюдается наибольшее количество отмен поправок. И это одни и те же по содержанию статьи, независимо от того, на каком языке они опубликованы.
Вот некоторые из статей, над содержанием которых чаще спорят между собой боты: бывший президент Пакистана Первез Мушарраф , Узбекистан , Эстония , Беларусь , арабский язык , Нильс Бор и Арнольд Шварценеггер .
Что касается редакторов, которые сражаются друг с другом, то исследователи обнаружили, что большинство поправок касается местных личностей и организаций, которые имеют тенденцию быть уникальными для каждого языка.
Имеется ряд ботов, ответственных за большинство столкновений, среди них те, которые специализируются на установлении вики-ссылок между языками: Xqbot, EmausBot, SieBot и VolkovBot.
Как сообщает The Guardian, боты Xqbot и Darknessbot вели между собой наиболее интенсивные бои: в течение 2009-2010гг они сражались за 3629 различных статей. За это время Xqbot отменил более 2000 изменений, сделанных Darknessbot. Darknessbot, в ответ, отменил более 1700 изменений Xqbot. Страницы, относительно которых они не могли договориться, включали в себя статьи самой разнообразной тематики – от Александра Македонского и района Баньцяо в Тайване до футбольного клуба Aston Villa.
Другое сражение длилось два года между ботами Tachikoma и Russbot. В течение этого времени, они отменяли сделанные правки более, чем 1000 раз. Среди предметов спора – президентская кампания Хиллари Клинтон 2008 года и демография Великобритании.
Почему мы должны беспокоиться о конфликтах между ботами? Потому что, как отмечают исследователи, количество онлайн ботов переживает стремительный рост.
Хорошие боты делают такую работу, как сканирование содержимого в интернете, проведение исследований, эмуляция действия людей для обслуживания клиентов. В ближайшее время, они смогут автоматически отсеивать «троллей» в процессе модерирования комментариев (если будет внедрен новый бот API от Google ) и писать стихи в Твиттере.
Как говорят исследователи: «Онлайн мир превратился в экосистему ботов».
Как они будут относиться друг к другу? Как они относились друг к другу, в то время, когда мы не обращали на это внимания?
Нам уже известно одно: когда в Корнельском университете были созданы два первых чат-бота и настроены на разговор друг с другом онлайн, то простое приветствие быстро переросло в препирательства о том, являются ли они роботами, а также в споры о Боге.