Механизм прекрасно работает с популярными сайтами отзывов. Нужно доказать лишь факт что отзыв порочит деловую репутацию и доказать анонимность авторов. Дальше только вопрос контроля исполнения решения суда.
По новому решению суда, организации, «накопившие» отрицательные отзывы на порталах интернет-отзовиков, могут через арбитражный суд, «оптом», признать их клеветническими. Это делается в упрощенном порядке, без установления и вызова авторов отзывов и без участия самих отзовиков. Таким образом, данное решение суда, фактически, обязывает интернет-сервис просто стереть неприятную информацию.
Напомним, что за последний год увеличилось количество обращений в арбитражные суды с заявлением о признании сведений, распространенных на интернет-порталах потребителей, не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию. Для того, чтобы дело о защите деловой репутации рассматривалось именно таким образом, необходима лишь невозможность установления лица, распространившего порочащие сведения. Именно на этот момент старательно указывают заявители: установить потребителя, разместившего отзыв, нет ну просто никакой возможности.
При этом, суд, со ссылкой на позицию КС РФ, соглашается с тем, что «авторов указанных отзывов установить не представляется возможным, поскольку сведения распространены в сети Интернет на интернет-сайте, ресурсы которого технически и технологически объективно доступны неопределенному кругу лиц, что не исключает возможность их анонимного использования, в том числе в противоправных целях». Да и владельцев интернет-порталов к делу не привлекают. Кроме того, заявитель должен доказать, что заявленные им отзывы порочат его репутацию. С этим проблем не возникает – как правило, негативные отзывы очень эмоциональны, авторы не скупятся на ругательные слова и обидные выражения и, разумеется, призывают читателей» никогда не связываться» с недобросовестным продавцом/производителем.
Получается, что достаточно просто прийти в суд и заявить, во-первых, об анонимности, а во-вторых, о порочащем характере сведений. А затем сказать, что все отзывы — ложные: «утверждения, сделанные в отзывах неизвестными лицами, являются голословными, ничем не аргументированы и не подтверждены». После чего получить решение арбитражного суда, где десятки возмущенных, гневных, отчаянных жалоб официально признаются «не соответствующими действительности порочащими сведениями». После истечения срока на обжалование нежелательные отзывы исчезают со страниц интернета. Вывод для потребителей: если на просторах интернета нет плохих отзывов о работе той компании, которая вас интересует, поищите информацию в системе ГАРАНТ.