Если уж совсем честно, то создание критериев — это путь в никуда. Злоумышленники тут же адаптируются. Эффективность блокировок снизится до нуля, а страдать будет только легальный бизнес.
Обязанность приостанавливать трансакции клиентов при подозрениях на их несанкционированный характер возникла у банков в связи с вступлением в силу поправок к закону «О национальной платежной системе». Однако, формулировки в законе оказались неконкретными, допускающими двоякое толкование. В итоге банки написали ЦБ письмо со списком вопросов и просьбой дать разъяснения, а в отдельных случаях даже урегулировать порядок действий на уровне нормативного акта. К сожалению, банкирам не удалось добиться от ЦБ разъяснений. Регулятор оставил порядок информирования, запроса клиента и форму ответа, а также иные моменты на усмотрение банков, предоставив урегулировать все нюансы договором.
В результате открытыми остались вопросы взаимодействия банка — отправителя денежных средств и клиента в случаях выявления кредитной организацией сомнительной операции. В частности, по закону при выявлении попытки хищения клиентских средств банк обязан приостановить операцию на два дня, незамедлительно уведомить клиента об этом и после получения подтверждения провести трансакцию (или не проводить). Но как именно информировать клиента, и в какой форме должно быть получено его согласие или отказ от проведения операции, закон не разъясняет, а вариантов много.
В необходимости более четкого регулирования уверены и юристы. «Проблема в том, что по ряду вопросов ЦБ просто не дает разъяснений, — отмечает управляющий партнер УК «Право и бизнес» Александр Пахомов. — Например, как быть, если клиент сначала сам подтвердил операцию, а после назвал ее хищением?» При отсутствии четкой позиции ЦБ банки могут действовать по-разному в одной ситуации, что недопустимо, указывает эксперт.
Источник: banki.ru