Он отметил, что участившиеся с начала нового года активные атаки на клиентов банков-физлиц с использованием социальной инженерии и технологии подмены телефонного номера могут коснуться клиентов всех розничных банков вне зависимости от их размера. Схема подобных атак говорит о том, что работают хорошо организованные группы, внутри которых есть четкое разделение по ролям. Есть аналитики, которые собирают информацию о клиенте и его картах, есть колл-центр, который получает эти данные и знает реквизиты карты, на которую нужно будет переводить средства. Есть те, кто готовит карты для вывода средств, и те, кто отвечает за снятие.
Говоря о том, как ЦБ намерен бороться с проблемой подмены номера в случаях, когда звонок идет под видом банка клиенту, Артем Сычев сказал, что в первую очередь банку необходимо правильно выстроить отношения с оператором связи, чтобы исключить возможность звонка с подмененного номера банка. Для этого нужно, чтобы сигнализация проходила лишь по тем номерам, которые указали банки как телефонные номера для взаимодействия с клиентами. То есть банк определяет в договоре с оператором конечный пул номеров, с которых банк звонит клиенту, своего рода белый список. В итоге исходящий звонок с номера банка клиенту может быть совершен лишь из одного номера из пула. Перечень номеров должен быть определен в договоре с оператором. Сейчас первоочередная задача Банка России реализовать эту инициативу.
Возврат украденных посредством подобных схем средств возможен в рамках требований, установленных ст. 9 ФЗ 161. При этом ЦБ призывает граждан обращаться не только в банки, но и в правоохранительные органы, которые как раз и могут расследовать ситуацию, выяснить, что произошло.
Источник: Коммерсантъ