Всем салют, мои маленькие любители электроники! Сегодня мы поговорим об игровых геймпадах и их раскладках. А всё потому, что недавно передо мной плотно стал вопрос выбора джойстика для использования в паре с моим игровым Xiaomi, и я столкнулся с тем, что у разных производителей геймпадов отличается раскладка четырёх основных клавиш для игры.
Вам никогда не было интересно, почему Sony уже много лет использует в своих фирменных геймпадах раскладку с геометрическими фигурами, Microsoft — буквы XYAB, а Nintendo почему-то тоже самое, но наоборот — YXBA? Почему именно так и никак иначе? Вот и мне стало интересно, поэтому об этом сегодня и поговорим.
Sony: квадрат, треугольник, крестик, кружок
Начнём с компании Sony и её легендарной приставки PlayStation. Как вы, возможно, знаете, первая PlayStation увидела свет аж в далеком 1994 году! И именно на геймпаде этой консоли впервые появились знаменитые обозначения кнопок в виде геометрических фигур.
По одной из версий, такой дизайн придумал мужчина по имени Тейю Гото, один из действующих на тот момент дизайнеров Sony. Гото был вдохновлён простыми геометрическими формами и решил использовать именно их, так как они должны были стать понятными для игроков из разных стран, говорящих на разных языках.
К тому же, компании нужно было создать неповторимый и узнаваемый визуальный бренд, чтобы даже одного беглого взгляда на геймпад хватило, чтобы понять, что это детище японской Sony.
Примечательно, что узнаваемые геометрические формы были использованы далеко не только в дизайне самих геймпадов: сама PlayStation 1 также была квадратной формы с круглой откидной крышкой для компакт-дисков.
Более того, фирменные обозначения Sony активно применяла и в маркетинге. Так, например, в рекламе PlayStation 2 компания впервые использовала слоган «LIVE IN YOUR WORLD. PLAY IN OURS» с видоизменёнными буквами , представляющими из себя фирменные иконки клавиш.
Презентацию PlayStation 5 компания также начала с 3D-рендера в виде огромных геометрических фигур. А на корпусе фирменного геймпада DualSense японцы и вовсе выгравировали порядка 40 тысяч крошечных квадратов, кружков, крестиков и треугольников.
Цвет этих элементов для Sony имеет куда меньшее значение, чем для той же Microsoft, так как в последней итерации консоли японская компания сделала их монохромными, подчёркивая футуристичность и минимализм новой приставки.
Однако, вне зависимости от цветовой палитры, можно сказать, что фирменные обозначения Sony в виде квадрата, треугольника, крестика и круга уже давно стали не просто узнаваемым товарным знаком, а настоящим культом, объединяющим геймеров из разных поколений.
Microsoft: буквы X, Y, A, B
Бросим взгляд на прямого оппонента Sony — компанию Microsoft и её линейку игровых консолей Xbox. Когда в 2001 году вышла первая модель Xbox, она привлекла внимание не только своей производительностью, но и дизайном геймпада. Именно на контроллере этой приставки в своё время появились ныне хорошо узнаваемые обозначения в виде латинских букв X, Y, A, B в фирменных цветах.
Кнопка X синяя, Y жёлтая, A зелёная, B красная. Такой расцветки компания придерживается и до сей поры. Решение на то время было весьма оригинальное. Однако, что, если я скажу вам, что Xbox не изобретала данную раскладку с нуля, а просто удачно позаимствовала наработки коллег по цеху?
Так, абсолютно идентичное обозначение кнопок впервые можно было увидеть на японской Sega Dreamcast 1998 года выхода, для которой Microsoft в рамках партнёрских отношений разрабатывала программное обеспечение Windows CE, с поддержкой передового на тот момент DirectX и динамически подключаемых библиотек.
Расцветка кнопок на Dreamcast немного иная, а вот их расположение абсолютно такое же: X, Y, A, B.
Более того, если капнуть чуть дальше, можно обнаружить, что данная раскладка является просто «осовремененной» версией исходной раскладки Sega: X, Y, Z, A, B, C, используемой компанией ещё со времён приставки Mega Drive (она же Genesis), представленной в 1994 году.
Первоначально контроллер для данной приставки был трёхкнопочным, а уже позже компания представила шестикнопочный вариант, который плотно закрепился на рынке до выхода DreamCast.
Вероятно, отказ от кнопок Z и C стал вынужденным ответом Sega на фирменный дизайн штурмующей рынок PlayStation, а также проявлением некоторой унификации игрового опыта, который был просто необходим геймерам, чтобы не путаться в кнопках.
Сейчас раскладка XYAB у многих ассоциируется именно с Microsoft, по большей части благодаря её популяризации компанией, нативной поддержки в Windows, а также из-за сохранения фирменных цветов, которые прошли сквозь года и до сих пор активно используются в интерфейсе многих игр, основательно закрепившись в сознании геймеров.
Хотя, справедливо будет заметить, что в последнем поколении консолей компания Microsoft, как, впрочем, и Sony, в своих геймпадах постепенно отказывается от фирменных расцветок, периодически выпуская дизайнерские варианты с монохромным обозначением кнопок.
В целом, обе раскладки, что от Sony, что от Microsoft — сейчас настолько глубоко засели в умы людей, что даже полный отказ от фирменных расцветок кнопок вряд ли станет для геймеров большой проблемой.
Nintendo: буквы Y, X, B, A
Последней разберём компанию Nintendo, которая отличается немного странным для геймеров из СНГ расположением кнопок, представляющим собой, на первый взгляд, простую инверсию раскладки Xbox. Однако не всё так банально и просто! Дабы случайно не оклеветать Nintendo, побыстрее обратимся к истории.
На самом деле, компания начала использовать свою уникальную раскладку ещё задолго до того, как SEGA впервые представила свою Mega Drive. Так, фирменное расположение кнопок YXBA, которое японская Nintendo использует и по сей день, впервые было применено компанией в Super Nintendo Entertainment System (она же SNES, она же Super Famicom).
Позже компания неоднократно экспериментировала с раскладкой клавиш и формой геймпадов. Чего только стоит фирменный дизайн Virtual Boy, Nintendo 64 и GameCube.
Тем не менее, в последующих консолях, как стационарных, так и портативных, компания вернулась к привычной раскладке YXBA. Не исключено, что это так же произошло из-за конкуренции с Sony / Microsoft и попыток унифицировать игровой опыт как для разработчиков, так и для геймеров.
Заключение
Подводя итоги, можно отметить, что каждая игровая раскладка имеет свою историю становления и десятки лет эволюции. Лично для меня интересным открытием стало, что все три раскладки были изобретены японскими специалистами, да и в целом, вся индустрия видеоигр зародилась и активно развивалась именно в Японии.
Несмотря на некоторые неудобства для современных геймеров, будь то возможная путаница раскладок Microsoft и Nintendo при игре в условную The Legend of Zelda, или случайное нажатие фирменного крестика Sony вместо X от Microsoft при игре в компьютерные игры, к любой раскладке рано или поздно можно привыкнуть. Едва ли какая-либо из компаний однажды захочет отказаться от своей многолетней истории ради максимальной унификации игрового опыта. Поэтому, вероятно, эти раскладки теперь с нами навсегда.
В конечном итоге, не столь важно, на чём вы играете и какие геймпады для этого используете. Главное — наслаждаться игровым процессом и получать удовольствие. На этой ноте и закончим. Всего хорошего друзья, увидимся в следующих публикациях!