К интеллектуальному интернету

К интеллектуальному интернету

В этой статье речь пойдет о возможности существования интеллектуального интернета.

Алексей Л. Еремин

Что такое интеллект?

Ряд ученых склоняется к определению: интеллект [лат. - intellectus, гр. - noo] – ум, рассудок, разум; мыслительные способности, высшая ступень познавательной деятельности, активного отражения объективной реальности; совокупный умственный потенциал, который целесообразно используется для адаптации к различным условиям жизни; понятие, объединяющее в себе память и мышление, способ приобретения знаний, умственную активность и деятельность.

Но чем именно функциональные возможности интеллектуальной системы отличаются от простых рефлексий и приспособительных реакций присущих нейрону, нервным системам животных, или даже центральной нервной системе прямых предшественников Homo sapiens. Считается, что отличительным возможностям интеллекта можно отнести совокупность способностей: к абстрактному творчеству, эвристическому мышлению (от анализа информации к ее синтезу), адаптационным прогнозам (от опыта, сохраненного в памяти к предсказаниям).

Каково же структурно-функциональное обеспечение интеллекта человека? Большой по объему и массе мозг? Нет, - у кита и слона он больше, кстати, и у прямого нашего предшественника - неандертальца (Homo neandertalensis) мозг был больше чем у современного человека. Может быть, - «большой» мозг относительно массы всего тела? Нет, - у муравья соотношение масса мозга/масса тела самое большое по величине. В теории интеллекта специалистами подчеркивается значение неокортекса - новой коры, а именно:

  • ее большая площадь, формирующая наибольшее количество извилин на поверхности головного мозга человека;
  • шесть слоев коры, по количеству дифференцированных слоев нейронов, определяют иерархию отбора-анализа информации;
  • специализация зон коры – зрительная, вербальная, моторная и др. формируют адресное поступление входящей информации, ее  компетентную обработку и корректное ответное действие;
  • совместная (синергетическая, интегративная) деятельность объединенных в сеть нейронов (нейронные сети);
  • способность отростков нейронов (дендритов) к росту, образованию новых связей и порождению новых ассоциации;

Относительно структурно-функционального обеспечения интеллекта, мною в собственных исследованиях было обращено внимание на закономерность «ноогенеза» - процесса развертки в пространстве и развития во времени интеллектуальных систем: система может становиться интеллектуальной, когда количество ее компонентов достигает критического значения n > 1 млрд (Рис. 1).


Рис.1. Эволюция количества компонентов интеллектуальных систем.
А – кол-во нейронов нервных системах в ходе эволюции (филогенез – от гидры и кольчатых червей, до млекопитающих, человекообразных, Человека разумного);  В - кол-во людей в динамике роста мирового населения; С - кол-во нейронов при индивидуальном развитии головного мозга человека (онтогенез – от эмбриона до взрослого человека)

Время, за которое появляется интеллектуальная система:

  • 1,6∙1010 лет от образования вселенной (по оценке красного смещения в космологии), как появился интеллектуальная система;
  • 3,8∙109 лет от появления жизни на Земле (по исследованиям изотопов в эволюционной биологии) живые системы в ходе филогенеза эволюционировали до Homo sapiens;
  • 2,4∙106 лет род Homo совершенствовался (по антропологическим данным), чтобы появился Человек разумный;
  • 9 месяцев (при индивидуальном развитии - онтогенезе) в женском организме пройдя все закономерности основного биогенетического закона созревает плод с интеллектуальной системой содержащей (как у шимпанзе) 1 млрд нервных клеток, и затем, 14-17 лет происходят основные процессы созревания, образования ассоциаций, дифференциации в интеллектуальной.

Повторение интеллектуальной функции

Для того, чтобы попытаться объяснить наблюдаемые в макро-социуме процессы появления интеллектуальных функций у глобальной популяции человечества, мною в 2005 году был предложен термин «интеллектуальная итерация» [лат. iteratio повторение] - повторяющееся образование интеллектуальной функции, как горизонтально, в едином по размерам материальном ряду (интеллекты людей), так и, вертикальный перенос повторения интеллектуальной функции на более высокий в иерархии материи размерный ряд (нейрон – мозг – человечество).

Определение суперинтеллекта впервые было дано в 1998 году Ником Бостромом (Bostrom N.): «суперинтеллект» - это интеллект, превосходящий лучших представителей человеческого разума практически в любой области, включая научное творчество, здравый смысл и социальные навыки. Его воплощением может быть цифровой компьютер, совокупность взаимосвязанных компьютеров, культивированная мозговая ткань или нечто другое. В ходе собственных изысканий мы пришли к выводу, что суперинтеллект может реализоваться именно как "нечто другое", например, в виде интеллектуальной системы человечества («глобальный интеллект», «всемирный разум»). Мы провели сравнительный анализ интеллектуальной деятельности различных интеллектуальных систем по параметрам: количество информации, длина путей коммуникаций, скорость и частота. Из проведенного анализа следовало - интеллектуальная система человечества в сравнении с интеллектуальной системой мозга: к настоящему времени приближается к сравнимому количеству компонентов (109-1011); менее компактна по размерам (> в 106 раз), но более быстрая по быстродействию компонентов (> в 109 раз)  и скорости коммуникаций (> в 104 раз); в настоящее время оперирует бо¤льшими объемами производимой и запоминаемой информации (> в 1010 раз). 

Какие новые технологии могут претендовать на ведущую роль в формировании глобального интеллекта

Общий объем всевозможной информации произведенной человечеством в 1999 году - 2 эксабайта (2∙1018 байт). 5 эксабайт – все слова, сказанные человечеством во все времена.  За пять лет (1998-2002 гг.) человечеством было произведено и накоплено информации больше, чем за всю предшествующую историю. В среднем на каждого человека в мире производится 250 мегабайт в год. Объем новой информации возрастает ежегодно на 30%, в 2002 году человечеством было произведено информации 18∙1018 байт, при этом в четырех информационных средах сохранения накоплено 5∙1018 байт информации  (печать – 0,01%, видео- и кинопленка – 7%, магнитные – 92% и оптические носители – 0,01%). Таким образом, на магнитных носителях, которые используются и в интернете, «запоминается» максимальное количество производимой человечеством информации.

Количество коммуникативных связей между людьми колеблется: от одной связи при разговоре один на один, с помощью средств связи (телефонов) у одного человека неодномоментно около 103 абонентов, до миллионов при телевещании, - и обусловлены эти коммуникации в настоящее время тем, что на 6,4 млрд населения Земли примерно 5 млрд грамотных (данные ООН), более 2,2 млрд сотовых телефонов, 1,2 млрд телевизоров, 0,7 млрд телефонов, 1,4 млрд компьютеров, 1,4 млрд интернет-пользователей (Рис 2.).

Распространение новых полезных интеллектуальных навыков взаимодействия
Рис.2. Распространение новых полезных интеллектуальных навыков взаимодействия

        - население Земли (динамика по С.П.Капице, 1999) - популяция H.sapiens;
        - грамотность;
        - чтение-печатание - доступность всем грамотным;
        - получение радио-, телевизионной информации, через телефоны (кол-во приемников);
        - компьютеры, пользователи интернет.

По нашим прогнозам количество пользователей средствами связи, производства, передачи, распространения информации (радиоприемниками, телевизорами, телефонами, компьютерами, в том числе объединенными в сети), к 2075 году может достигнуть стабильного максимума с охватом большей части мирового прогнозируемого населения. При этом наибольшая скорость распространения в динамике наблюдается по распространению компьютеров и пользователей сети интернет.

Современный интернет зародился 40 лет назад, когда в 1969 году первая компьютерная сеть ARPANET (англ. Advanced Research Projects Agency Network) в США объединила четыре компьютера.

Интеренет (англ. Internet, от Interconnected Networks — объединённые сети), очевидно за счет своей интерактивности и способностей к аккумуляции и поиску больших объемов информации захватил лидерство среди информационных технологий по скорости распространения. Так, если для достижения аудитории свыше 50 миллионов пользователей радио понадобилось 38 лет, телевиденью – 13, кабельному телевиденью – 10, то интернету – всего 5 лет. Темпы развития современного Интернета продолжаются с высокой скоростью - за последние 15 лет – десятикратное увеличение количества сайтов (Рис.3).  К середине 2008 года число пользователей, регулярно использующих Интернет, составило 1,4 млрд человек (около четверти населения Земли). Стремительное развитие Интернет может выводить его на доминирующие позиции среди других информационных технологий в сфере формирования интеллектуальных функций человеческой популяции.

Динамика роста количества интернет-сайтов за 1995-2009 гг
Рис. 3. Динамика роста количества интернет-сайтов за 1995-2009 гг.
http://news.netcraft.com/archives/web_server_survey.html

Будущее «интеллектуального Интернета» - Intellectnet

Если оно состоится, может быть связано с некоторыми перспективными направлениями:

  • Увеличение количества компонентов глобальной интеллектуальной системы, вовлеченных в единую коммуникационную сеть. За этим стоит как увеличение количества населения Земли, повышение охвата компьютерной грамотностью человеческой популяции, так и доступность большинства населения к компьютерным технологиям.
  • Формирование единого информационного пространства - требует развития единых языков (кодов, символов), для понимания при общении и унификации программного обеспечения коммуникаций. Это необходимо также, чтобы избежать опасности библейского предупреждения - «эффекта Вавилонской башни» - недопонимания при строительстве структуры.
  • Увеличение «интеллектуальной энергетики» Интернета, за счет усиления мощности таких параметров как скорость, частота операций, объемы информации.
  • Усиление «памяти Интернета» - повышение стабильности, долгосрочности и объемов сохраняемой информации, в том числе за счет хранения на новом поколении долгоживущих (не разлагающихся, не коррозируемых – «золотых») носителей.
  • Дифференцировка в Интернете, формирование многоуровневой (по аналогии с корой мозга – 6 слоев) иерархии системного отбора долгосрочно-ценной, актуальной для конкретного применения информации.
  • Специализация в Интернете по зонам, касающимся, в том числе формирующихся новых технологий глобальной популяции. Некоторые «зоны» могли бы специализироваться на обеспечении: глобального мониторинга атмо-, гидро-, лито-, биосферы; наблюдения за космическим окружением; энергетической, продовольственной достаточности, безопасности, прогнозе и производстве; технических инструментах (машинах) созидания и освоения окружающих сфер; изучении и прогнозе био-эволюционной, гео- и космической безопасности популяции.
  • Совместная (синергетическая, интегративная) деятельность пользователей, порождающая новые ассоциации, новое программное обеспечение для формирования в Интернете «сознания глобального разума», способностей к творчеству, саморазвитию, воображению, эвристике.
  • Появление нового интерактивного уровня программно-технологического обеспечения, усиливающего коммуникацию в звене человек-компьютер.
  • Внедрение «информационной экологии» - системы знаний, изучающей влияние информации на формирование и функционирование человека и человечества в целом, и разрабатывающей профилактические оздоровительные мероприятия (информационная гигиена; профилактика информационного загрязнения; цензура; система актуальных проверенных знаний; ограничения по правилам рассылки и обязательства по правилам приема информации.

Сегодняшний уровень развивающегося Интернета включает понятия: серверы, поисковые роботы, провайдеры,  веб-форумы, социальные сети, протоколы, маршрутизаторы, веб-браузеры, трафик, пакеты данных, прокси-серверы, семантическая паутина, хостинги, каталоги ресурсов и пр. Интернет-сообществу еще предстоит сформировать новые инструменты популяции человечества, способные эффективно отвечать на вызовы современности.

 «Познай самого себя» – этот тезис в новом звучании, мог бы обозначить направление в Интернет-сообществе не для механического подражания аналоговым моделям головного мозга, но для итерационной развертки инструментов глобальной интеллектуальной системы. Можно ли считать, что соревнование за то чтобы войти в плеяду отцов-основателей Интеллекттерры уже началось?  Будущее покажет, способна ли образовавшаяся в процессе эволюции структура головного мозга человека разумного при реализации своих интеллектуальных функций с помощью новых технологий достичь создания по своему подобию макроструктуры – человечества разумного.

Дополнительная литература

Bostrom N. How Long Before Superintelligence? // Int. Jour. of Future Studies, 1998, vol. 2 [Fourth postscript added 12 March 2008] http://www.nickbostrom.com/superintelligence.html
Lyman P., Varian H.R. How Much Information? 2003 / Release of the University of California. Oct.27, 2003. – 112 pp. http://www2.sims.berkeley.edu/research/projects/how-much-info-2003/
Еремин А.Л. Ноогенез и теория интеллекта. Краснодар: СовКуб, 2005. -  356 с. http://a-eremin.ru/rus/
Hawkins J., Blakeslee S. On Intelligence. N-Y: Henry Ford and Co., 2005. – 233 pp. http://www.onintelligence.org/
Павлов С. Новое лицо аукциона "Компьютерра" №9, 1999. http://offline.computerra.ru/1999/287/2444/
Капица С.П. Сколько людей жило, живет и будет жить на земле. Москва, 1999.

Об авторе

Еремин Алексей Львович – профессиональный путь: Санкт-Петербургская медицинская академия им.Мечникова, НИИ медицины труда РАМН, Роспотребнадзор, Центр национальных культур – ассоциированный член Департамента общественной информации ООН, Общественно-информационный центр Краснодара, Краснодарский медицинский институт; канд.мед.наук, автор 50 статей и двух монографий по информационной гигиене, экологии интеллектуальных систем, формуле интеллекта, ноогенезу популяции человечества, продолжающейся эволюции человека, формуле интеллекта, кванту интеллектуальной энергии, теории интеллекта, повышению психической работоспособности, ноофармакологии.

Автор выражает благодарность Никите А. Еремину - специалисту по прикладной математике, информатике, Ява-скрипт–программированию (фирма «Старкод»), высказавшему ряд ценных предложений при подготовке публикации.

Ньютон уронил яблоко. Мы роняем челюсти!

Гравитация научных фактов сильнее, чем вы думаете

Подпишитесь и испытайте интеллектуальное падение