Почти двадцать месяцев прошло после выступлений обвинителей в федеральном суде, а Дэвид Смит, признанный автором печально известного червя “Мелисса Outlook”, остается освобожденным под залог, и дата приговора пока неясна, в то время как обвинители, которые раздували шумиху вокруг ареста Смита, как модели быстрого и уверенного информационного взросления правосудия, хранят загадочное молчание.
Когда Мелисса нагрянула 26 марта 1999, это ознакомило поколение обитателей Интернета с концепцией нового компьютерного вируса. Червь выискивал пользователей Microsoft Word и размножался, посылая инфицированную электронную почту по первым 50 адресам в записной книжке Microsoft Outlook жертвы. Хотя никаких деструктивных действий в программе вируса не планировалось, вирус, распространялся настолько быстро, что это привело к зависанию правительственных и корпоративных сетей, вынуждая некоторые крупные компании временно отсоединиться от Internet. По некоторым оценкам, потери от вируса составили миллионы долларов.
В течение недели со дня выброса, полиция Нью-Джерси и агенты ФБР проследили путь вируса по перехваченным учетным записям, и 30 числа вышли на Смита. 9 декабря того же года в федеральном суде программист признал себя виновным в компьютерном преступлении, и в том, что привел к ущербу более чем на 80 миллионов долларов. За нанесенный ущерб, в совокупности с другими пунктами обвинения, предусмотрен тюремный срок от 46 до 57 месяцев. Министр юстиции и генеральный прокурор Джанет Рено выступили в официальном сообщении для печати, что Смит остается на свободе под залог в 100 тысяч долларов.
На этом вся видимая деятельность остановилась. Приговор Смиту был перенесен с 18 февраля 2000 на новую дату; когда же новая дата приблизилась, приговор был отложен снова. В итоге, приговор Смиту переносился уже пять раз. Если он будет приговорен сегодня, прошедшее время между судебным решением и приговором составило бы, в среднем, пять раз по 125 дней. Крайне странный случай - подчинение федеральному приговору до сих пор остается в стадии неопределенности.
Юридический офис в Нью-Джерси хранит молчание о причине задержки, а адвокат Смита, Эдвард Борден, уже шесть месяцев не отвечает на повторяющиеся телефонные звонки по поводу приговора. Смит, непосредственно, застигнутый телефонным звонком в мае, отказался от комментариев.
Более загадочно то, что в деле никак не отражаются ни адвокатами Смита, ни федеральными обвинителями, сведения, касающиеся приговора и отсрочек. Единственные видимые добавления в деле Смита, начиная с 1999 года, просьбы обвиняемого - три исполнительных документа, предоставляющих разрешение Смиту покинуть Нью-Джерси: однажды поехать в Брунсвик, штат Джорджия, по делу, дважды посетить друзей на курорте во Флориде.
Информационные спекуляции по поводу неуловимой даты осуждения Смита следуют двум основным тенденциям.
Во-первых, юридические эксперты предполагают, что обвинители и адвокат Смита, возможно, конфиденциально повторно открыли переговоры о сумме ущерба, вызванного появлением Мелиссы. Признания Смита в суде оставляют за ним право требовать, чтобы срок приговора был меньше федеральных рекомендаций, потому что он не намеревался вызывать финансовые потери. Кроме того, хоть Смит и допустил в суде, что привел к ущербу, превышающему 80 миллионов долларов, суд может не ограничиться этим признанием, и если исследования, проведенные Агентством Испытаний США (US Probation Department) выявили, что Смит вызвал меньшее количество повреждений, судья, вероятно, примет более низкое предложение.
"Необычно, что требуется такой длительный срок, но подробности приговора могут быть невыносимо запутанными в данном случае" - говорит Марк Раш, бывший помощник американского генерального прокурора, который вел единственное предыдущее компьютерное вирусное федеральное судебное расследование: случай созданного Робертом Моррисом в 1988 году Internet-червя. "Мы имели такую же проблему в случае Морриса" говорит Раш, ныне вице-президент Predictive Systems - "Моррис вызвал ущерба на 200.000 долларов, но он вовсе не планировал никаких повреждений. Как мы должны судить его?"
Вторая возможность, лучше объясняющая тишину, теперь окружающую дело, может заключаться в том, что Смит, нашел способ избежать тюремной участи: сотрудничество в другом, несвязанном с делом, исследовании.
"Государство держит дело под замком, и, как правило, это означает, что обвиняемый с кем-то сотрудничает" - говорит Мэтью Ярброуг, также бывший федеральный прокурор по компьютерным преступлениям - "Правительство не хочет помещать его в тюрьму прежде, чем его сотрудничество закончится". Ярброуг, ныне юрист в Fish&Richardson, вспоминает одно схожее дело, которое он вел в суде, в котором ответчик оставался на свободе в ожидании приговора в течение двух лет, пока работал тайно на правоохранительные органы, в обмен на получение специального смягченного приговора. "Мы держали это дело под замком в течение двух лет" - вспоминает Ярброуг - "Нам было необходимо, чтобы он оставался на свободе и оказывал нам свою помощь"
"Это легко объяснило бы длинную задержку между обвинением и приговором" - соглашается Раш - "После рекомендаций прокурора, единственный путь, которым Вы можете действительно снизить наказание, это сотрудничать с властями против других людей. В таком свете, Смит, обвиняемый в нанесении ущерба в восемьдесят миллионов долларов, вероятно, предложил бы свою помощь. И если он предложил сотрудничество, правительство, вероятно, нашло способ использовать его сотрудничество".
Не ясно, что Смит, автор вирусной программы, без известных связей с другими преступниками, мог бы предложить обвинителям. Но "имеется серьезная вероятность, что все могло быть именно так" - говорит Ярброуг.
"Я, действительно, не могу комментировать эту возможность" - отвечает Майк Древниак, представитель министерства юстиции США в Нью-Джерси.
Начиная с шумной игры Мелиссы более двух лет назад, Internet оказал гостеприимство сотням других вирусов, начиная от LoveLetter, до Code Red и Sircam. Многие из них вызвали большее количество опустошений, чем создание Дэвида Смита. Но неоконченное судебное дело Смита остается единственным американским судебным преследованием автора Internet-вируса Web-эры.
Приговор в настоящее время перенесен на 10 сентября 2001