2003 год должен изменить отношение общественности к хакерам. Пока что хакеры ехали на бледном коне, и до сих пор апокалипсисом не пахло, однако октябрьская атака на основные узлы Интернета - это преддверие будущих бед, которые сплотят правительства, в том числе и под долгожданным давлением общественного мнения в их странах. Иначе мировое хакерство оседлает коня вороного.
Известия.ру
Уходящий год начался невиданной по масштабу антипиратской операцией западных (во главе с американскими и британскими) спецслужб против хакерских групп, виновных в распространении контрафактного софта и видеофильмов. Продолжился появлениями новых вирусов, нарастанием вала "спама" (несанкционированной рассылки электронных писем), почти удавшейся попыткой неизвестных злоумышленников нарушить связность Интернета, немногочисленными арестами кибервредителей и еще менее многочисленными случаями их осуждения. А завершается на фоне прогнозов, обещающих в 2003-м катастрофическое распространение "спама", вывод из строя основных узлов Сети на два-три дня в результате нападений хакеров и - о счастье - оживление рынка персональных компьютеров, столь же незначительное, сколь и долгожданное. Что касается вирусов, то нам всем в ближайшем будущем придется впасть в наркотическую зависимость от антивирусных компаний.
Уходящий год показал: принципиально новых вирусов не было. Как отмечают специалисты компании Panda Software, практически все опасные вирусы последнего времени были написаны с использованием "социального инжиниринга". Как правило, пользователя побуждали открыть зараженное письмо с помощью приманки - например, обещанием показать эротическую фотографию Анны Курниковой. Сегодня изготовление вирусов не сложнее сборки детекторного приемника в кружке технического творчества - к услугам желающих программы, автоматизирующие процесс. Можно даже не учиться программировать. По словам Евгения Касперского, ежедневно в "Лаборатории Касперского" появляется около пяти десятков новых вирусов. Из них не более полупроцента представляют собой нечто новенькое, а остальные - вариации на хорошо известные темы. Проблема, легко решаемая в каждом частном случае, грозит стать неуправляемой из-за масштаба явления. Антивирусные компании заявляют - антивирус хорош лишь при его постоянном обновлении. Поэтому эти компании будут обеспечены работой всегда.
Хакеры начинали как диковинные герои детективных историй, дразнивших любопытство обывателя. Тогда, в 70-е, термина "хакер" еще и не было, а были лишь компьютерные преступления и их исполнители. Классический пример - история программиста одного из американских банков. Талантливый жулик написал программу, которая перечисляла на его счет сотые доли цента, сопутствующие каждой финансовой операции. Бухгалтерская отчетность при этом была в полном порядке, дебет сходился с кредитом цент в цент, и если бы не случайная встреча управляющего банка со скромным служащим в роскошном отеле, разоблачения могло не быть.
У нас в начале 80-х тоже имел место аналогичный инцидент. Корыстный интерес, правда, отсутствовал, как и положено при развитом социализме. Программист, трудившийся на ВАЗе и обиженный на начальство, внес в программу управления главным конвейером фрагмент, при определенных условиях останавливающий производство. Когда эти условия наступили и конвейер встал, тольяттинский Наполеон струсил признаться и не устранил причину сбоя. Следствие, однако, нашло виновного. Хотя убытки были несравнимы с ущербом от вируса I love You, беднягу осудили.
Потом появился Кевин Митник - символ первого поколения "промышленных" хакеров, поставивших дело на поток. Один из членов команды Митника, Сьюзен Сандеp, даже сыграла роль "полезного волка", сотрудничая с Пентагоном. Девушка в присутствии специальной комиссии проникла в сеть военного ведомства, банально использовав не столько технические знания, сколько женские чары. Собственно, и Митник добывал пароли большей частью в корзинах для ненужных бумаг. Сведения об ошибках в программах общедоступны - чтобы воспользоваться брешью, необязательно быть исследователем. Челябинский хакер Василий Горшков, который в уходящем году был осужден в США на 3 года, именно так и действовал, пользуясь нерадивостью заморских системных администраторов.
До последнего времени пользователей всего мира пугали Россией. Родиной грозных российских хакеров был объявлен Санкт-Петербург - именно туда якобы вели следы кибервзломщиков Сити-банка (1994 год) и похитителей исходных текстов Windows. В начале этого года спецслужбы США, Австралии, Канады, Норвегии, Финляндии и Великобритании нанесли удар по хакерской организации DrinkOrDie - "созданной в 1993 году в России". Ни одного из наших соотечественников среди двух десятков арестованных не было.
Хакерство в 2002 году стало столь массовым, что мировые правительства стали делать резкие движения. В Китае под предлогом национальной и пожарной безопасности закрывали интернет-кафе, в Греции запретили компьютерные игры как азартные, в Индии пытались ввести принудительную регистрацию по паспорту посетителей интернет-кафе. Однако реальных побед не было даже в США, где на информационную безопасность тратятся миллиарды государственных и корпоративных денег.
2003 год должен изменить отношение общественности к хакерам. Пока что хакеры ехали на бледном коне, и до сих пор апокалипсисом не пахло, однако октябрьская атака на основные узлы Интернета - это преддверие будущих бед, которые сплотят правительства, в том числе и под долгожданным давлением общественного мнения в их странах. Иначе мировое хакерство оседлает коня вороного.
Первое — находим постоянно, второе — ждем вас