Массачусетском технологическом институте 16 января прошла вторая ежегодная конференция, на которой обсуждалась проблема спама - MIT Spam Conference 2004. В отличие от прошлого года обсуждение не свелось к способам фильтрации нежелательной почты. Участники настаивают на принятии организационных мер и юридической защите прав получателей электронной почты.
Спам (массовые рассылки рекламы по e-mail) стал настоящей проблемой. Настоящей - значит такой, за разрешение которой люди готовы платить. Тут на борьбу со спамом поднялся бизнес - за перспективный рынок сражаются крупнейшие IT-компании. Год назад в Кембридже на конференции выступали исключительно инженеры, а предметом обсуждения служили главным образом системы фильтрации электронных писем. В MIT Spam Conference 2004 приняли участие Microsoft и Yahoo, а докладчики уделили должное внимание вопросам, "как нам реорганизовать Интернет" и "как привлечь к суду за спам".
Фильтры сегодня блокируют до 70% рассылаемого по e-mail мусора, что не избавляет от паразитной нагрузки на каналы связи и почтовые серверы. Сказавший об этом представитель Microsoft призвал искать возможности для привлечения спамеров к суду. Одну из таких возможностей попробовал по ходу дела обнаружить выступавший позже соучредитель компании UnSpam LLC, который хотел бы прибегнуть к скандально известному закону о защите авторских прав в цифровом тысячелетии (Digital Millenium Copyright Act - DMCA). Схема применения закона такова: программа-робот, собирающая в WWW адреса электронной почты жертв будущих спам-рассылок, окажется вне закона, если объявить свой e-mail "коммерческой тайной". Зал отреагировал "протяжным стоном", пишет InfoWorld. Но как жест отчаяния и признак нашего пользовательского бессилия перед спамерами предложение прибегнуть к DMCA показательно.
Представитель Yahoo Inc. Лаура Екис ратовала за сертификацию подлинности адреса отправителя электронной почты (о том же говорит и Евгений Касперский в связи с проблемой почтовых вирусов) - спамеры, как известно, подделывают его в письме. Этот путь действительно может решить проблему, однако потребует серьезных организационных усилий, последствия которых не очевидны.
С проведением MIT Spam Conference 2004 совпала публикация результатов исследований, посвященных спаму, и прогнозов развития ситуации. Эксперты компании "Ашманов и Партнеры" (которая совместно с "Лабораторией Касперского" продвигает на рынок свою систему фильтрации электронной почты) считают, что 2004 год будет годом пика спама: уже зимой-весной он достигнет 60-70% от всей входящей почты. Франс Пресс со ссылкой на данные британской компании MessageLabs сообщает о том, что уже в декабре прошлого года спам составил 62,7% электронной почты, а к апрелю возрастет до 70%.
В Матрице безопасности выбор очевиден