Американским спецслужбам в их борьбе с террором очень мешает отсутствие эффективного информационного обмена между базами данных многочисленных американских спецслужб. Комиссия по расследованию обстоятельств терактов 11 сентября (так называемая «Комиссия 9/11») выявила не слишком радужную картину: у каждой из 15 различных американских спецслужб имеется своя собственная уникальная база данных, не совместимая с другими.
Отсутствие взаимодействия между различными ведомствами выявило исследование, проведенное нью-йоркским Фондом Маркла. Именно на рекомендациях этой исследовательской группы во многом базируются окончательные выводы «Комиссии 9/11».
«Предположим, агенту ФБР, находящемуся в Чикаго, и оперативнику ЦРУ в Кабуле, — объясняет Зои Бэйрд (Zoe Baird), президент Фонда Маркла, — поступили данные, сопоставление которых укажет на возможность атаки на Чикаго с использованием бактериологического оружия. Так вот при нынешней системе очень мала вероятность того, что два этих агента действительно найдут друг друга».
Проблемой организации взаимодействия между госструктурами Зои Бэйрд начала заниматься два года назад, когда была сформирована рабочая группа, в состав которой вошли специалисты в области ИТ и защиты информации, а также бывшие разведчики. Перед ними была поставлена задача создать систему «умного» обмена данными между различными правительственными структурами.
Группа пришла к очевидному выводу о необходимости объединения всех существующих баз данных в общую сеть — это позволит специалистам из разных ведомств оперативно получать общую картину ситуации из мозаики разрозненных фактов. При этом для организации поиска нужных данных становится возможным использование технологий и поисковых машин, уже широко использующихся в Сети. Создать общую сеть спецслужб в принципе несложно: все «железо» и программное обеспечение уже давно имеется на рынке.
«Комиссия 9/11» одобрила выводы, сделанные группой. В ее окончательном докладе говорится, что разработки Фонда Маркла могут быть положены в основу перетряски сети правительственных организаций, работающих в сфере безопасности. Скептики, однако, говорят, что ничего нового в этом нет, и убеждены, что проблема далеко не в одной лишь технологии.
«Дело здесь не в технологиях, — полагает Джордж Смит (George Smith), старший эксперт организации GlobalSecurity.org, занимающейся проблемами безопасности. — Не существует волшебной палочки, один взмахом решающей проблему взаимообмена данными». Он полагает, что корень проблемы — не в технологиях, а в людях. Проблема коренится в «самой природе бюрократии и в том, как люди относятся к информации, а также личностные конфликты, конфликты самоидентификации тех или иных спецслужб; тот факт, что между сотрудниками разных американских учреждений может не быть вообще никаких отношений, и, конечно, та громадная секретность, которая окружает войну с террором».
Специалисты Фонда Маркла также согласны с тем, что необходимо разработать новую законодательную основу, определяющую принципы обмена данными. При этом, однако, Зои Бэйрд считает, что новая технология может решить многие вопросы не вопреки, а именно благодаря природе той самой бюрократии, о которой говорил г-н Смит. «Правительственные чиновники получат новый набор правил, а они, как мы полагаем, приучены подчиняться правилам, это просто часть их культуры, — объясняет она. — И если правила будут отличаться от нынешних, то люди смогут принимать новые решения, и технология им в этом станет подспорьем».
Многие специалисты, тем не менее, опасаются, что новая система упростит властям шпионаж за гражданами. Одна из правозащитных организаций, «Фонд электронных границ» из Сан-Франциско, считает, что реализация предложений Фонда Маркла и «Комиссии 9/11» позволит создать опасный инструмент, способный увидеть опасность там, где ее на самом деле не существует. «Пока что подозревать человека можно лишь при наличии очень точных данных, — говорит Ли Тьен (Lee Tien), старший советник „Фонда электронных границ“. — А базы данных обоих федеральных агентств, ФБР и ЦРУ, как и агентств, работающих на уровне штатов и в частном секторе, достаточно неаккуратны».
Однако в Фонде Маркла полны оптимизма — здесь считают, что предложенная ими межведомственная сеть вполне в состоянии защитить личную жизнь граждан от неправомерного вторжения. В ней, полагают эксперты Фонда, может быть реализован целый набор «ограничителей», очень жестко лимитирующих доступ к определенным данным, а сами данные будут анонимными. «Главное — использовать возможности и технологических, и политических средств, обеспечивая защиту информации, ее сбалансированность и прозрачность, — говорит Джим Демпси (Jim Dempsey), директор вашингтонского Центра демократии и технологий. — Если нам это удастся, думаю, мы сумеем улучшить и национальную безопасность, и обеспечить при этом невмешательство в личную жизнь граждан».
Многих сотрудников спецслужб перспектива их технической модернизации только воодушевляет. Мэтт Левит (Matt Levitt), многие годы проработавший в контрразведке ФБР, еще помнит компьютерные системы и сети, глухо отгораживающие ведомство от всего остального разведсообщества. К идее активизации обмена данными он относится с энтузиазмом, однако с сожалением констатирует, что пока дальше слов дело не идет. «Похоже, никто пока не может толком объяснить, чем вызваны проволочки, почему до сих пор мы об этом лишь говорим, — заявляет он. — В частном секторе подобное положение вещей совершенно нетерпимо, а ведь мы ведем речь не просто о том, как быстрее и эффективнее зарабатывать деньги, а о том, как лучше и эффективнее защитить страну».
Американские спецслужбы, столкнувшись с новым глобальным вызовом, тщательно изучают возможность широкого использования новейших разработок, которые позволят оперативно реагировать на вездесущую угрозу. Новейшие технологии, конечно, не решат всех проблем разведки, однако их отсутствие способно самым тяжким бременем лечь на плечи американских спецслужб и попросту связать им руки.
5778 К? Пф! У нас градус знаний зашкаливает!