Будут отслеживаться «лояльность», долги и болезни.
Объявленный тендер подразумевает масштабное расширение возможностей сбора информации о жителях, следует из закупочной документации. Заявленной целью доработки является «создание инструментов непрерывного мониторинга активности пользователей на территориях и объектах города Москвы», включая разработку «профилей активности по направлениям деятельности», «оперативное выявление возникающих трендов», «получение детальной аналитики и интегральных показателей по различным сферам деятельности пользователей» и «возможность оперативного реагирования на изменения ситуации в городе». Как подчёркивается в документации, все собираемые данные являются обезличенными и привязываются к уникальному идентификатору профиля, не содержащему такие данные как Ф. И.О. или место рождения.
Для этого поставщик должен будет расширить хранилище данных, модернизировать подсистему сбора, обработки и загрузки данных из новых источников. Будут загружаться данные о действующих разрешениях и ограничениях, оплате услуг и штрафов. Будет отслеживаться «лояльность», участие в событиях, нарушения и задолженности. Расшифровки термина «лояльность» в документации не приводится.
Модуль «обогащения данных» должен будет обеспечивать «сопоставление и привязку» данных базовых профилей москвичей с данными Wi-Fi сессий в общественном транспорте, разрешений в части доступа к территории или объектам, обращений и результатов соцопросов по вопросам здравоохранения, образования, ЖКХ и работы общественного транспорта, а также обращений, связанных с личным автотранспортом и участием в городских событиях.Помимо этого, будут сопоставляться данные нарушений правил дорожного движения и парковки, оплаты проезда и парковки, регистрационных и медицинских нарушений и нарушений ограничений доступа к городским объектам, а также данные об оплате штрафов за эти нарушения.
Пользователи системы — сотрудники аппарата мэрии Москвы — смогут отбирать и сегментировать данные по группам и категориям граждан, «признакам степени лояльности», типам обращений. Ситуационная панель должна отображать карту города и все вышеперечисленные данные и объекты и обеспечивать навигацию на карте «с масштабированием и возможностью отображения данных вокруг отдельного объекта или района города.
Наиболее известный пример массовой цифровой «слежки» за гражданами — это система «социального рейтинга» в Китае, где власти отдельных мегаполисов поощряют или наказывают, а также накладывают ограничения на жителей в зависимости от уровня их «кредита». Такая оценка выводится из данных о поведении граждан, которые власти получают из государственных и муниципальных органов и которые соотносятся с данными устройств, детального мониторинга всех покупок онлайн и переписки в социальных сетях, а также с геоданными и информацией из правоохранительных органов.
Разбираем кейсы, делимся опытом, учимся на чужих ошибках