За 35 лет службы Бэйли изучила возможности государств в киберпространстве и для нее удивительно, почему «кибер 9/11» до сих пор не произошло.
По мере того, как разгорается конфликт между Россией и Украиной, многие ожидают, что следующим полем боевых действий станет киберпространство. Однако для некоторых цифровая война не является чем-то новым, и недавняя эскалация боевых действий с Россией в киберпространстве не вызывает особого удивления, пишет Cybernews.
«Киберпространство всегда было весьма активным местом независимо от того, видят это люди или нет. Теперь же на этом сосредоточено внимание всех. Однако, даже если люди не обращают внимания на это так, как сейчас, все равно оно происходит», - сообщила специалист американской консалтинговой компании Guidehouse Марианн Бэйли (Marianne Bailey), более тридцати лет проработавшая в Агентстве национальной безопасности США.
Хотя растет обеспокоенность по поводу того, что конфронтация между западными странами и Россией в итоге может привести к ядерной войне, по мнению Бэйли, будущее любого массового конфликта – за киберпространством. Поэтому пришло время компаниям серьезно отнестись к своей киберзащите и перестать недооценивать «базовые вещи», благодаря которым хакеры могут спокойно «войти» в их сети.
Как пояснила Бэйли, многое зависит от того, что именно считать кибервойной. По ее мнению, кибервойна началась уже давно, просто для большинства она оставалась незаметной, и среднестатистические граждане даже не подозревали о том, что происходит каждый день.
«Были кампании по дезинформации наподобие той, что проводилась в ходе выборов в 2020 году, и нелегкой задачей в кибервойне, как и в случае со всеми этими хактивистскими группами, является определение того, кто за этим стоит. В кибермире мы все связаны. Никто на самом деле не запускает (или крайне редко) кибератаки из своей родной страны. Их хостинг находится где-то в другом месте и перескакивает с одной страны в другую. Поэтому обычно атаки относят на счет государства, которое делало то же самое раньше. Это называется техники, тактики и процедуры (TTP). И потом вы говорите: “Хорошо, это похоже на Страну X, потому что так обычно делает Страна X”. Но на самом деле это очень сложно установить», - пояснила Бэйли.
По словам экс-сотрудницы АНБ, за 35 лет службы она хорошо изучила возможности государств в киберпространстве и для нее удивительно, почему «кибер 9/11» до сих пор не произошло. Узнав о спецоперации России в Украине, первое, о чем она подумала, были кибератаки на электростанции. Люди, далекие от кибермира, сразу же стали опасаться ядерного удара, но Бэйли с ее опытом подумала о кибератаках на критическую инфраструктуру.
Кибератаки намного дешевле, не требуют присутствия атакующих в атакуемом месте, быстро осуществляются и могут быть очень разрушительными, пояснила Бэйли.
«Так что, я думаю, кибервойна уже идет. Посмотрите на США. Мы создали целое киберкомандование. У нас есть воздух, земля и море, верно? Все это места боевых действий, которые мы стремимся защитить, и киберпространство теперь является одним из них», - отметила Бэйли.
Собираем и анализируем опыт профессионалов ИБ