Если вы думаете, что вас не проведешь - вы уже попались на удочку интернет-магазинов.
Евросоюз заявил, что почти 40% интернет-магазинов используют методы манипулирования, чтобы подтолкнуть покупателей к выбору, противоречащему их собственным интересам.
Расследование провели органы ЕС по защите прав потребителей, а также Норвегия и Исландия. Оно основывалось на 3 конкретных тактиках манипулирования (тёмные паттерны):
Из 399 рассматриваемых интернет-магазинов, продающих различные товары от текстиля до электроники, 148 магазинов использовали хотя бы одну из этих тактик манипулирования.
По данным Еврокомиссии, цель темных паттернов – обмануть потребителей, заставив их сделать выбор, который может не отвечать их интересам. «Такое поведение явно неправильно и противоречит защите прав потребителей», — говорится в заявлении комиссара юстиции Дидье Рейндерса.
«Темные паттерны» - техника, используемая дизайнерами для принуждения пользователей сайта к выполнению желаемых действий. Например, предоставление опций конфиденциальности для веб-куки, при этом одна из опций более яркая и сформулирована более позитивно.
Наиболее распространенным тёмным паттерном было скрытие важной информации или её написание в менее заметной форме. 70 интернет-магазинов скрывали информацию о более дешевых вариантах, стоимости доставки или составе продуктов.
Веб-сайты также полагаются на визуальный дизайн и выбор языка, чтобы манипулировать потребителями, заставляя их делать определенный выбор. Проверка показала, что 54 интернет-магазина используют эту тактику. На 42 сайтах были обнаружены поддельные таймеры обратного отсчета со сроками, призывающими срочно купить определенные товары.
Проверка также охватила 102 приложения проверенных веб-сайтов и обнаружила, что 27 из них использовали темные паттерны.
Ритейлерам, у которых были обнаружены темные паттерны, будет указано исправить сайты, иначе они могут столкнуться с дальнейшими последствиями. Дидье призвал национальные власти «использовать свои правоприменительные возможности для принятия соответствующих мер и борьбы с этой практикой».
Он добавил, что параллельно Еврокомиссия пересматривает все законодательство о защите прав потребителей, чтобы убедиться, что оно подходит для цифровой эпохи, в том числе для оценки того, адекватно ли использованы темные паттерны.
Напомним, что в марте 2022 года Европейский совет по защите данных (EDPB), наблюдающий за соблюдением конфиденциальности в Евросоюзе, принял ряд рекомендаций по ограничению использования «темных паттернов» в социальных сетях.
Ладно, не доказали. Но мы работаем над этим