ФАС Великобритании утверждает, что Apple может получать хороший доход от интернет-поиска, никак не развивая браузер Safari.
Google платит Apple часть дохода от поиска в Google Chrome на iOS. Это один из аспектов отношений между двумя компаниями, который в настоящее время касается Управления по конкуренции и рынкам Великобритании (CMA).
Всем известно, что Google платит Apple, Samsung и другим производителям миллиарды долларов за то, чтобы сделать свою поисковую систему по умолчанию на устройствах, но до сих пор не сообщалось, что CMA изучает роль Google Chrome на iOS и в соглашении Google о разделе доходов от поиска с Apple.
На просьбы СМИ опровергнуть или подтвердить этот факт Apple и Google не ответили. А представитель регулятора сказал, что «CMA не может комментировать или раскрывать какую-либо конфиденциальную информацию».
Британский орган по надзору за конкуренцией обеспокоен тем, что платежи Google компании Apple отбивают у производителя iPhone охоту конкурировать с Google. Утверждается, что значительные выплаты без отсутствия каких-либо новых разработок стимулируют Apple продолжать «ничего не делать» и не инвестировать в улучшение Safari до такой степени, чтобы он мог стать достойным соперником Google Chrome.
В своем заключительном отчете об исследовании рынка мобильной экосистемы CMA скромно описывает различные соглашения о распределении доходов между Apple и Google, которые якобы подавляют конкуренцию.
По словам регулятора, Google выплачивает Apple часть дохода от трафика поиска, который он получает от трафика браузера на iOS, в следующих случаях (в соответствии с различными коммерческими соглашениями):
· он является поисковым движком по умолчанию в Safari;
· на устройстве Apple для поиска используется Google Chrome.
Предполагаемые выплаты Google за статус поиска по умолчанию в Safari составили 1–1,5 млрд. фунтов стерлингов в 2021 году для Великобритании. Отмечается, что эти суммы значительно больше тех, которые Google выплачивает следующему крупнейшему партнеру, Samsung. Такой высокий уровень оплаты, вероятно, отражает сильные позиции Apple в области браузеров и браузерных движков (во многом благодаря ограничению WebKit).
Учитывая долю дохода, когда Google Chrome или Safari конкурируют за пользователя iOS, вместо получения всего дохода от поискового трафика, Apple получает только часть (то есть доход, на которую компания ранее не имела права). Таким образом, эти соглашения о распределении доходов ослабляют стимулы для конкуренции между браузерами на iOS.
Но истинные причины таких выплат трудно объяснить. Apple не предоставляет никакой очевидной ценности пользователям, которые хотят использовать поиск Google в Google Chrome.
Дональд Полден, почетный декан и профессор права Калифорнийского университета Санта-Клара, согласился с CMA и добавил, что у Apple будет очень мало стимулов конкурировать с Google на любом рынке поиска, и, таким образом, она сохранит дуополию в поиске на обеих платформах.
По словам Полдена, результаты британского CMA могут послужить основанием для антимонопольных действий в Америке против Google и Apple, хотя эти действия могут быть сосредоточены только на рынках поиска и рекламы, и есть ограниченное количество антиконкурентных действий, которые правительство может предпринять.
Никаких овечек — только отборные научные факты