В Парке Горького завершился 12-й Positive Hack Days, организованный компанией Positive Technologies.
В этом году мероприятие вышло на новый уровень, превратившись в большой городской киберфестиваль. Его ключевыми идеями стали повышение доверия к технологиям и развитие осознанности их использования через киберграмотность. Интерес широкого круга пользователей, представителей бизнеса, государства и СМИ к мероприятию лишний раз подчеркивает, что информационная безопасность сегодня касается каждого.
Гости открытого пространства киберфестиваля — кибергорода — узнали, как не стать жертвами мошенников на маркетплейсах, а также об особенностях ChatGPT, выборе безопасного VPN и других аспектах IT и ИБ. В рамках конференционной части киберфестиваля эксперты обсудили переход госорганов и частных компаний к результативной безопасности, стратегию объединения комьюнити, методы безопасной разработки, развитие рынка багбаунти. Подошла к концу кибербитва Standoff: за четыре дня атакующим в вымышленном Государстве F (но с настоящими системами управления и защиты) удалось реализовать недопустимые события 204 раза, а защитникам — расследовать 43 атаки. Если специалистам по кибербезопасности, участвовавшим в битве, придется встретиться с аналогичной активностью злоумышленников в своих компаниях, они будут готовы эффективно реагировать на нее.
Тема результативной кибербезопасности осталась ключевой и для конференционной части второго дня .
Владимир Бенгин, директор департамента кибербезопасности Минцифры России, удивился полному залу субботним утром. Он напомнил, что специалистам по ИБ в любом случае приходится отвечать непосредственно за результат. «Мы ждали, что бизнес нас услышит, — вот он услышал. Компаниям все равно, какие средства защиты внедрены: им важны результат и понимание того, кто за него отвечает. К сожалению, безопасники до сих пор очень часто не могут объяснить, каким он будет. Внедрение некоей популярной системы защиты — это не результат. Нормальный результат — это когда специалист по безопасности сообщает руководству о том, что конкретно сегодня уязвимости в компании устраняются, скажем, в течение 127 дней и это слишком рискованно: надо, чтобы в критически значимых сегментах они устранялись за 12 часов, а для этого необходимо столько-то миллионов рублей», — признал Владимир Бенгин.
Айдар Гузаиров, генеральный директор Innostage (компании — соорганизатора Positive Hack Days 12), заявил, что изменения за последний год в отношении целеполагания, осознанности и всего того, что творится в кибербезе, сравнимы с пятилетним периодом в более спокойные времена. «Два года назад на PHDays мы говорили о том, что было бы здорово, если бы руководители задумались об информационной безопасности. Бойтесь своих желаний: многие менеджеры лично узнали, что такое ИБ. С другой стороны, сейчас в отрасли кибербезопасности иначе воспринимается ответственность за результат. Если два года назад я мог назвать нашу компанию только интегратором, то сейчас мы значительно больше, чем интегратор, и отвечаем за результат, за то, чтобы хакеры не угрожали бизнесу наших клиентов. Для нас это в первую очередь репутационные риски. Мы начинаем размышлять, как по-другому, более эффективно, можно добиться результата в области ИБ», — подчеркнул Айдар Гузаиров.
Сергей Шерстобитов, генеральный директор Angara Security, согласился с тезисом, что российская кибербезопасность прошла пятилетку за год, отметив, что главными бенефициарами нынешнего окна возможностей становятся отечественные разработчики. «Появляется много интересных продуктов. Клиенты пошли в сторону сервисов. Если ранее мы только рассказывали, что услуги в области ИБ могут дать большой результат в понятные сроки, то сейчас сервисы становятся востребованными практически по всем направлениям. Единственное исключение — услуги страхования, которые почему-то не взлетают», — сказал Сергей Шерстобитов.
«Основное изменение последнего года — новое отношение собственников к вопросам ИБ, — заметил Павел Куликов, CTO «СДЭК». — Взломали очень много организаций, в результате чего многие перешли от парадигмы „ИБ — это постоянное совершенствование и обучение” к вопросу о конкретных результатах. Наличие на российском рынке компаний, позволяющих получить результат сразу, а не по прошествии полугода или года, — это очень хорошо. Когда перед нами встала задача по защите электронной почты, мы за три дня подключились к сервису, тогда как сами, по первоначальной оценке, готовились бы к таким работам 3,5 месяца. Но в текущих условиях этого времени нет. И от вечной непрерывности мы переходим к конкретике».
Лечим цифровую неграмотность без побочных эффектов