Каждая третья компания жаловалась на проблемы с техподдержкой и оплатой обслуживания.
Согласно исследованию A2: Research, проведенному в апреле 2023 г. среди 1200 представителей различных отраслей экономики, 50% российских компаний столкнулись с трудностями при продлении лицензий на иностранное ПО в 2022 г. Кроме того, 32% опрошенных жаловались на низкое качество техподдержки, 31% – на проблемы с оплатой услуг, а 10% – на нестабильную работу зарубежного софта.
Самые большие риски связаны с ПО, которое используется на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ). Отключение обновлений на таких объектах может привести к нарушению информационной безопасности (ИБ) и потере данных, подтверждают эксперты.
Кроме того, некоторые зарубежные производители удаленно блокировали работу своих устройств и ПО, что могло привести к серьезным последствиям для жизнедеятельности страны. Например, если бы Национальная система платежных карт (НСПК) не перешла заблаговременно с Oracle Java на российскую платформу Java, то транзакции по картам Visa и Mastercard были бы невозможны в России после ухода этих платежных систем из страны, объясняет представитель компании Axiom JDK.
Проблемы также коснулись государственных организаций и крупных коммерческих компаний, которые активно использовали зарубежное ПО для своей деятельности. Например, Минстрой России был вынужден заменить решения Avaya для коммуникаций на отечественный продукт от IVA Technologies из-за невозможности получать техподдержку и обновления от зарубежного вендора, рассказывает участник рынка.
Аналогичная ситуация произошла с оборудованием Siemens и Schneider Electric, а также с инфраструктурным оборудованием для связи Cisco и устройствами для аудио- и видеосвязи Poly. Во многих случаях российские клиенты не получили компенсации за купленные, но отозванные лицензии и техподдержку от зарубежных производителей.
Кроме того, многие российские компании потеряли доступ к зарубежным облачным сервисам, таким как Azure, AWS (Amazon Web Services), Google Cloud. Это могло привести к потере важной информации, если пользователи не создавали заранее резервные копии. Также возникли трудности с выбором программы для корпоративных коммуникаций, голосовых вызовов и общения по видеосвязи. Функционал отечественных систем пока не позволяет полностью заменить популярные иностранные платформы.
В связи с этим российский бизнес осознал важность перехода на отечественное ПО, говорится в исследовании A2:Research. Большинство опрошенных (58%) заявили, что для них важно, чтобы ПО было разработано в России. 57% сообщили, что уже перешли на отечественное ПО в прошлом году. 45% изучают предложения различных российских вендоров. Переход на отечественное ПО имеет несколько преимуществ, в том числе возможность кастомизации под потребности конкретного заказчика, отмечают эксперты.
Ладно, не доказали. Но мы работаем над этим