Интернет по талонам и спецагенты за спиной пользователя – формула суверенного интернета КНДР.
Для большинства северокорейцев интернет — это недостижимая мечта. Только несколько тысяч привилегированных членов замкнутого общества могут получить доступ к глобальной сети под тяжелым надзором, а даже сильно цензурированный внутренний интернет недоступен или не практичен для многих. Доступ к свободной и открытой информации невозможен для обычных граждан.
Новое исследование южнокорейской правозащитной организации People for Successful Corean Reunification ( Pscore ) раскрывает реальность для тех, кому удается выйти в интернет в Северной Корее. В отчете говорится о длительном процессе одобрения доступа к интернету, после чего наблюдатели сидят рядом с людьми, пока они просматривают сеть, и одобряют их действия каждые 5 минут. Даже тогда материалы, которые можно посмотреть, мало что говорят о мире за пределами Северной Кореи.
Отчет основан на 24 личных интервью с беженцами и опросе 158 других. Все они покинули Северную Корею между 2012 и 2022 годами.
«Библиотекарь сидит между двумя интернет-пользователями и постоянно следит за тем, что ищут люди с обеих сторон. Каждые 5 минут экран автоматически зависает, и библиотекарь должен выполнить аутентификацию по отпечатку пальца, чтобы разрешить дальнейшее использование Интернета», — сказал один из беженцев и добавил, что рядом также постоянно находился сотрудник госбезопасности.
Беженцы рассказали, что доступ к глобальному интернету доступен только в определенных местах и зданиях внутри Северной Кореи, и требует разрешения от властей, которое занимает около 2-ух дней. Людям разрешалось пользоваться интернетом в течение 1 часа, а если кто-то хотел больше времени, ему нужно было получить новое разрешение. По словам беженцев, все корейские сайты заблокированы, и доступны только китайские или английские сайты.
Пока жестко контролируемый доступ к мировому интернету доступен для нескольких тысяч представителей «элит», местный интернет под названием «Kwangmyong» («Кванмён») предлагает всего несколько сайтов. Беженцы рассказали Pscore, что цены на интернет в целом слишком высоки для большинства людей. Кроме того, доступ возможен в основном в государственных зданиях, где уровень слежки высок. При этом подключения реализованы через операторов из Китая и России, а также посредством спутниковой связи.
Отчет Pscore содержит около 20 рекомендаций по повышению свободы интернета. Авторы отчёта призывают к большей связности внутри страны, советуя Северной Корее прекратить слежку за людьми и подключить интранет к глобальной сети. В отчете также говорится, что страны должны работать над созданием «правовой рамки» для международного доступа и признать доступ к интернету законодательно закрепленным правом человека.
Никаких овечек — только отборные научные факты